Чем крупнее магазин, тем дороже продукты
По данным транснационального маркетингового агентства ACNielsen, супер- и гипермаркеты активно вытесняют малый бизнес из российской, особенно столичной торговли. Доля крупных объектов в торговле в Москве ныне уже превысила 30% и, как следствие, за прошлый год примерно на 15% в столице поднялись цены на продаваемые товары. Ибо в большинстве крупных торговых центров ценовые планки как минимум на треть выше, чем в малых и средних торговых точках. Неужели такая тенденция в российской столице и других крупных городах страны необратима?..Сокращение количества магазинов обычной ценовой доступности, кроме всего прочего, обрекает поставщиков на более невыгодные условия поставок.Так как, если прежде у товаропроизводителей был выбор предлагаемых торговлей закупочных цен, то в последнее время этот выбор – сродни шагреневой коже. Крупные же сетевики, в большинстве своем, навязывают поставщикам такие расценки, которые значительно ниже тех, что предлагает малый и средний торговый бизнес. А в результате уровень, как говорят специалисты, ценовой прибыли в «гиперсуперсетях» несоизмеримо выше в сравнении с обычными гастрономами и магазинами советского типа.Очевидно, что люди с низким достатком ни психологически, ни материально не готовы стать постоянными покупателями супер- и гипермаркетов. Впрочем, и остальным горожанам вряд ли помешают рядом с домом привычные «Продукты» и гастрономы. Но это конкуренция на выживание, так как традиционные магазины невыгодны крупному торговому бизнесу. Тем временем при идентичном качестве продуктов питания средняя цена, например, килограмма мяса или сыра в супермаркете зачастую вдвое больше, чем тех же товаров в малой и средней торговле. А по рыбопродуктам, овощам, фруктам и кондитерским изделиям ценовые диспропорции даже больше.Причин тому немало. Одна из них состоит в том, что небольшой магазин площадью 100 кв. м платит за оформление договора аренды на землю 50–60 тыс. рублей – столько же, сколько и супермаркет. А поскольку документы часто оформляются месяцами, за это время любая комиссия по любому вопросу, приход которой наверняка инспирирован крупногабаритным конкурентом, эту торговую точку может закрыть.Согласно экспертным прогнозам, если тенденция распространения гипер-супермаркетовой сети продолжится нынешними темпами, то уже к концу 2007 года цены на продукты в столице повысятся минимум на четверть. Но все отчетливее проявляется и контртенденция. По словам начальника управления Департамента потребительского рынка и услуг Маргариты Мурановой, «в столице не первый год действует программа развития магазинов шаговой доступности. Выявлено 608 так называемых проблемных зон, где ощущается нехватка малых и средних объектов потребительского рынка и услуг. Она должна быть восполнена до 2008 года».Так, за полтора года открыто 1668 магазинов шаговой доступности. В них, например, предоставляются ценовые скидки по социальной карте москвича, скидки ветеранам и инвалидам.Но мониторинг, недавно проведенный этим департаментом, показал, что в некоторых магазинах такого рода цены примерно на треть ассортимента пока остаются высокими.[b]ДОСЬЕ «ВМ»[/b][i]В 2000 году товарооборот крупносетевых магазинов по всем группам товаров в Москве составлял только 5%. В 2006 году – уже 32%. Прогноз на 2009 г. – до 60%. А по данным транснационального маркетингового агентства ACNielsen (2006 г.), Россия – пока на одном из последних мест в Европе по количеству магазинов: жители российских городов ныне довольствуются 180 продовольственными магазинами на один миллион жителей. А лидер – Норвегия: 391 магазин на 1 миллион человек.[/i][b]Афоризм в тему[/b][i]«НАВЕРНОЕ, ВЕСЫ – МЕРЗОСТЬ ПЕРЕД ГОСПОДОМ, НО ПРАВИЛЬНЫЙ ВЕС УГОДЕН ЕМУ»[/i][b]Царь Соломон[/b]