Проект Фостера: новая версия
[b]После долгих обсуждений, сомнений и колебаний Москва вновь обрела, казалось бы, безвозвратно утраченное много лет назад Зарядье. То, что это именно так, стало ясно после состоявшегося 27 декабря заседания Общественного градостроительного совета при мэре Москвы, на котором был одобрен доработанный проект многофункционального комплекса зданий в Зарядье, который расположится на месте демонтируемой гостиницы «Россия».[/b]Напомним, что минувшей осенью на суд Градсовета был представлен проект воссоздания Зарядья, разработанный группой архитекторов во главе со звездой современной архитектуры Норманном Фостером.Это заседание Совета моментально обросло множеством легенд, суть которых сводилась к сокрушительному разгрому, которому проект Фостера якобы подвергся со стороны мэра и других членов совета.На самом же деле никакого разгрома не было. Просто проект, предложенный знаменитым архитектором, не был принят по причине несоответствия его «московскому духу», на что и было указано автору.Основные нарекания вызвало большое, необычной формы здание киноконцертного зала, невольно пытающееся доминировать на фоне Кремля и собора Василия Блаженного. Жесткой критике подверглась и повышенная этажность нового гостинично-торгового комплекса. Задуманные архитектором 6–8-этажные корпуса, закрывающие виды на Красную площадь, плохо вписывались в архитектурный стиль московского исторического центра.Однако при этом авторитетная комиссия из архитекторов и городских чиновников не выявила в проекте Фостера каких-либо фатальных ошибок и несоответствий, исключающих возможность дальнейшей его доработки. Недостаточное знание британским архитектором московских традиций ничуть не умаляло его таланта. Поэтому даже с учетом серьезных замечаний проект Фостера был воспринят Советом весьма благосклонно.«Коллеги, поаплодируйте мастеру, мы увидели сегодня потрясающую работу, просто мы хотим видеть ее чуть более московской», – так отозвался о проекте главный его критик Юрий Лужков. В итоге архитектору было предложено доработать проект с учетом высказанных замечаний, что и было им сделано в двухмесячный срок.Представленный на рассмотрение Градсовета доработанный вариант был одобрен единогласно, без замечаний. Работая над ошибками, архитекторам удалось добиться главного – уловить тот самый «московский дух», без которого любое сооружение, или комплекс, встраиваемое в историческую архитектурную среду Москвы, смотрелись бы инородным телом. В новой версии проекта Фостеру и его коллегам удалось сделать то, чего ждали от него московские заказчики: создать современный комплекс зданий и сооружений, самым органичным образом вписывающийся в пропитанные многовековой историей окрестности Кремля. «Средневековый ансамбль, чередующийся с классическим, – две несовместимые вещи. Но они были несовместимы только до сегодняшнего дня», – так выразил свое восхищение обновленным проектом главный архитектор столицы Александр Кузьмин.По словам московского мэра, этим проектом создается «центр, который будет любим, который будет посещаем. Это и киноконцертный зал, и зал для камерной музыки, и различные музейные площади. Это будет обитаемая и востребованная система…»Согласно новому проекту суммарная площадь комплекса снижена почти на 100 тысяч кв. метров. На это архитекторам и инвесторам пришлось пойти ради снижения до 3–5 этажей высоты зданий, что позволило открыть виды на Кремль и другие красивейшие места столицы. Расстояние от зданий до берега Москвы-реки по сравнению с прежним проектом будет увеличено. Это позволит расширить зеленое рекреационное пространство между комплексом и набережной. Пересекающиеся лучи улиц будут сориентированы на близлежащие исторические сооружения и памятники, в результате чего будут образованы своеобразные видовые коридоры. Здания, выходящие фасадами на историческую застройку Варварки, будут иметь разные высоты, понижающиеся по мере приближения к церквям и музеям.Полностью учтены архитекторами замечания, связанные с проектом нового киноконцертного зала. В новой версии зал уменьшен в размерах, что позволит сместить визуальные акценты с него на находящиеся вокруг исторические памятники.Не оставлен без внимания и археологический аспект: в подземной части комплекса, на уровне слоев, относящихся к эпохе древней Москвы, будет воссоздана планировка исчезнувших улиц с контурами и фундаментами исчезнувших зданий. Пространство между музеями и Китайгородской стеной закроет стеклянная кровля, в результате чего в центре Москвы появится еще один своеобразный археологический музей.Подводя первые итоги столь длительного и непростого процесса, как воссоздание московского Зарядья, можно сказать, что эта грандиозная затея московских властей наконец-то обрела удачный и хорошо проработанный проект. Он, бесспорно, является новым словом в мировой архитектуре и при этом прекрасно соотносится со строгим историческим обликом Москвы. Это значит, что теперь москвичам остается лишь дождаться появления нового Зарядья «в камне». Учитывая, что строить быстро и хорошо в Москве умеют, ждать предстоит не так уж долго.[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]Что же предстоит вскоре увидеть москвичам на месте гостиницы «Россия»? Прежде всего это будет многофункциональный комплекс, 100 тыс. кв. м площадей которого отойдут под гостиничные номера. Порядка 90 тыс. кв. м отведено под объекты культурного назначения и еще 28 тысяч – под музеи. Проектом предусмотрена автомобильная парковка площадью около 7,5 тыс. кв. м, что крайне важно в условиях повышенной «автомобилизации» столицы. Не будет в новом Зарядье лишь офисных площадей – это принципиальное решение городских властей.[/i]