Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Иоанн Васильевич в стране большевиков

Развлечения

[b]В течение шести лет режиссер Леонид Гайдай выдавал на-гора великолепные комедии, основанные на современном материале («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»).[/b]Все эти хиты были плодом творческого содружества великого комедиографа со сценаристами Морисом Слободским и Яковом Костюковским.Однако в начале следующего десятилетия Гайдай решил порвать со своими соавторами и вернуться к экранизациям классических произведений (первую свою экранизацию он снял в 1963 году, сняв фильм по прозе американского писателя О’Генри «Деловые люди»). Чем был вызван этот разрыв доподлинно неизвестно, существуют только версии. По одной из них, в основе всего лежали творческие разногласия, по другой – материальные (делить сценарные деньги на троих было несподручно).[b]Булгакова надо снимать иначе[/b]Расставшись с соавторами, Гайдай поначалу хотел распрощаться и с жанром – комедией. Он решил перенести на экран пьесу «Бег» Михаила Булгакова. Однако в кинематографическом руководстве посчитали, что это было бы верхом расточительства – отпускать Гайдая в «серьезный» жанр. Ведь каков будет результат этого эксперимента, никто не знал, зато все знали другое: в жанре комедии Гайдаю нет равных. Поэтому резать курицу, несущую золотые яйца, в Госкино не решились и отдали экранизацию «Бега» режиссерам Александру Алову и Владимиру Наумову. А Гайдай экранизировал бессмертные «12 стульев». После чего все-таки вернулся к Булгакову, не изменив при этом комедии: экранизировал сатирическую пьесу «Иван Васильевич». Ее сюжет вращался вокруг того, как несколько столичных жителей с помощью машины времени, изобретенной талантливым механиком-самоучкой, перенеслись в эпоху Ивана Грозного, а сам царь оказался в веке XX.Стоит отметить, что в те годы это произведение уже было адаптировано для массового зрителя – в столичном Театре киноактера с конца 60-х шел спектакль по этой пьесе. Причем шел при абсолютных аншлагах. Гайдай видел эту постановку, но считал, что в кино пьесу надо играть иначе.Заявка на сценарий была подана Гайдаем и его соавтором сценаристом Владленом Бахновым (с ним великий комедиограф стал сотрудничать с «12 стульев») в конце лета 1971 года. Заявку приняли, и работа закипела. Но затем едва не остановилась, поскольку Гайдай получил весьма заманчивое предложение. К нему внезапно обратился его коллега по комедийному жанру Эльдар Рязанов с предложением взять у него постановку совместной советско-итальянской кинокомедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Этот фильм должен был сниматься в жанре эксцентрики, чего Рязанов никогда раньше не делал.Но Леонид Иович после некоторых раздумий отказался от лестного предложения, хотя постановка считалась престижной по тем временам, – участников фильма ждала поездка в Италию.В итоге Гайдай и Бахнов продолжили работу над сценарием «Ивана Васильевича», и 3 февраля 1972 года он был благополучно принят и запущен в производство.[b]Возвращение Шурика[/b]Когда Гайдай только обдумывал проект, он точно знал имя только одного актера, который наверняка будет у него сниматься, – Александр Демьяненко.Впервые они встретились на съемочной площадке почти десять лет назад – весной 1964 года, – когда Гайдай утвердил Демьяненко на роль Шурика в фильме «Операция «Ы». Следом последовала еще одна картина с участием этого героя – «Кавказская пленница». После чего тандем Гайдай-Демьяненко распался, поскольку режиссер посчитал, что как персонаж Шурик себя исчерпал. Однако когда Гайдай задумал экранизировать «Ивана Васильевича», то решил реанимировать Шурика в ипостаси изобретателя машины времени.Кроме Демьяненко, Гайдай рассчитывал задействовать и других актеров, с которыми ему доводилось работать. Однако эти планы режиссеру пришлось серьезно подкорректировать. Например, на главную роль – царя Ивана Грозного и Бунши – он собирался пригласить Юрия Никулина. Однако у того был слишком плотный график гастролей в цирке, и добиться разрешения у «Союзгосцирка» на «освобождение» Никулина так и не удалось. Гайдай очень переживал по этому поводу, но поделать ничего не мог – пришлось искать другого исполнителя. Им стал актер Театра имени Вахтангова Юрий Яковлев, с которым до этого Гайдай никогда еще не работал (Яковлева он, кстати, предпочел ленинградскому актеру Евгению Лебедеву, одному из претендентов на исполнение роли Грозного). На роль Жоржа Милославского тоже было два главных претендента: ставший суперзвездой после «Бриллиантовой руки» Андрей Миронов и Леонид Куравлев, с которым Гайдаю до этого работать не доводилось. В итоге, сыграл Куравлев.[b]Крачковская не заметила подвоха[/b]Съемки фильма начались с экспедиции в Ростов Великий, где снимались натурные эпизоды: погоня за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну. Как вспоминал позднее Леонид Гайдай: «Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали работники музея. Когда мы окончили съемку, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей.Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные «Мосфильмом».Затем в Москве снимался эпизод, когда жена Бунши, увидев на соседнем балконе царя Ивана Грозного, приняла его за своего супруга. Съемки этого эпизода едва не завершились трагедией. А произошло вот что. По сценарию героине Натальи Крачковской надо было перелезть с одного балкона на другой, чтобы догнать ускользнувшего «мужа». Но актриса, которая страдала жуткой агрофобией (боязнью высоты), отказалась исполнять трюк. Тогда, чтобы заставить ее сделать это, Гайдай пошел на хитрость: он сказал, что внизу будет находиться специальная люлька с людьми, которые будут страховать актрису. На самом деле никакой люльки не было, просто Гайдай рассчитывал на то, что актриса испугается смотреть вниз и не заметит подвоха. Но вышло иначе. Крачковская, перелезая через перила, всетаки глянула вниз и, не обнаружив никакой страховки, от страха чуть не рухнула вниз. К счастью, находившиеся рядом люди успели подхватить ее уже соскальзывающее с балкона тело и втащить обратно. Поэтому эпизод в картину так и не вошел.К сентябрю натурные съемки были завершены, и группа в течение почти двух недель находилась в вынужденном простое – ждала, когда будут готовы павильонные декорации. Эта работа требовала от декораторов нешуточных усилий, поскольку им предстояло воздвигнуть в одном павильоне целый комплекс из 16 объектов – 10 «современных» и 6 «палат Ивана Грозного». Весь этот антураж разместился на огромной площади – 1428 квадратных метров. Большинство участников съемок, кстати, простой восприняли с удовлетворением: в это время члены съемочной группы с интересом следили за первой Суперсерией по хоккею, в которой встречались сборные СССР и Канады (восемь матчей сыграли за три недели – со 2 по 28 сентября).Съемки фильма возобновились 2 октября с эпизодов «в квартире Шурика». 15 января 1973 года начался монтаж фильма. В ходе него Гайдаю внезапно пришла идея начать фильм с музыкального номера: на берегу моря Зина должна была петь песню. В итоге композитор картины Александр Зацепин такую песню написал – «С любовью встретиться», – и актриса Наталья Селезнева голосом певицы Нины Бродской ее спела на берегу Черного моря в Ялте.[b]Вместо «Мир и дружба!» – «Гитлер капут!»[/b]12 апреля фильм был сдан генеральной дирекции «Мосфильма». Оценив картину положительно, дирекция, однако, потребовала внести в нее некоторые поправки. В частности, надо было сократить следующие эпизоды: погоню за Жоржем Милославским (в фильме осталось только ее начало – когда Жорж удирает от милиции, облачившись во врачебный халат), пребывание царя в квартире Тимофеева (изъяли эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне котлеты), забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке, улицы Москвы и др. Были изъяты некоторые фразы, звучащие из уст героев. Так, в эпизоде приема послов Бунша восклицал: «Мир и дружба!», но в окончательном варианте он произносит другую фразу: «Гитлер капут!» В эпизоде «трапеза» тот же Бунша спрашивал: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивает это обилие?» – на что следовал ответ: «Народ, ваше величество». В итоге последнюю фразу изъяли, заменив более лояльной, и вложили ее в уста Милославского: «Во всяком случае, не мы».В другом эпизоде – опять с участием Бунши, – когда он удивленно спрашивает: «Что за репертуар у вас?» – дальше шло: «Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь». Эту реплику тоже изъяли. В общей сложности фильм был «обрезан» на 177 метров пленки.Как мы помним, одним из центральных персонажей «Ивана Васильевича» был кинорежиссер Якин в талантливом исполнении Михаила Пуговкина. Говорят, когда фильм был готов и показан на «Мосфильме», некоторые именитые режиссеры… узнали в этом персонаже себя. Естественно, это не могло добавить друзей Гайдаю. Впрочем, подавляющему числу киноработников новая комедия Гайдая чрезвычайно понравилась. Свидетельством чего может служить голосование во время присуждения фильму категории по оплате: 22 человека (почти все присутствующие) проголосовали за то, чтобы «Иван Васильевич» получил 1-ю категорию.[b]Лысая женщина – это непривлекательно[/b]Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 21 сентября 1973 года и принес Леониду Гайдаю новый оглушительный успех: 3-е место в прокате, 60,7 миллиона зрителей. И хотя до триумфальных цифр 60-х ленте дотянуться не удалось («Операция «Ы» – 69,6 млн; «Кавказская пленница» – 76,5 млн; «Бриллиантовая рука» – 76,7 млн), показатель своего предыдущего творения («12 стульев») Гайдаю удалось перекрыть почти в два раза (тот фильм собрал 39,3 миллиона зрителей). Картину похвалила даже главная газета страны «Правда». Устами критика Г. Кожуховой было заявлено: «Оставшись самим собой, Гайдай в новой работе, на мой взгляд, во многом довел свою интонацию, свой стиль до блеска и изящества. Не эти ли же свойства объясняют то, почему мы десятилетиями поминаем добрым словом «Веселых ребят», «Волгу-Волгу», «Карнавальную ночь» – за радость присутствия на празднике мастерства?» Правда, и без ложки дегтя статья в главной газете страны тоже не обошлась. «Ему ([i]Гайдаю[/i]. – [b]Ф. Р.[/b]), по-моему, изменяет порой вкус. Вот, например, женщина снимает парик и оказывается... лысой. Смешно? Может быть. Но как-то непривлекательно. У иного зрителя, наверное, найдутся другие замечания по тем или иным частностям. Есть и не частность: нам опять предлагают старого знакомого Шурика, однако ни режиссер, ни – особенно – актер А. Демьяненко не сумели сделать эту встречу интересной».Подавляющим большинством профессиональных критиков и рядовых зрителей фильм был встречен восторженно. Когда журнал «Советский экран» в № 9 за 1974 год устроил дискуссию об отечественной кинокомедии, практически все участники разговора отозвались о новой комедии Гайдая положительно. Например, М. Кузнецов в журнале «Советский экран» заявил следующее: «Артиллерия – бог войны, бог комедии – движение. У Л. Гайдая – стремительное движение главной идеи, великолепный темп, виртуозная динамика. И это прекрасно. Комедии могут быть разноплановые, но движение – душа их». Ему вторила Н. Кладо: «Картина показывает правомерность стиля, избранного режиссером: эксцентрика будет жить еще много лет, потому что возбуждает в человеке своеобразное и острое отношение к действительности».[b]Гайдая наградили… дипломом[/b]И все же назвать судьбу «Ивана Васильевича...» безоблачной было бы неправильно. У фильма, вернее Гайдая, были свои недоброжелатели, которые делали все от них зависящее, чтобы на официальном уровне эта картина «не прозвучала». Когда том же «Советском экране» был объявлен конкурс среди читателей «Лучший фильм года», «Иван Васильевич...» занял 11-е место, набрав 4,22 балла. Почему? Мы не обладаем доказательствами, но не оставляет ощущение элементарной подтасовки.На эту мысль наводят названия фильмов, которые разместились на первых позициях. Например, 1-е место заняла картина Витаутаса Жалакявичюса «Это сладкое слово – свобода (4,49 балла), а 2-е – фильм Евгения Карелова «Я – Шаповалов Т. П.» (4,48 балла). Оба фильма неплохи, но они собрали существенно меньшую кассу, чем творение Гайдая. Зато оба были идеологически безупречны, за что, видимо, и были вознесены во главу списка.Были и другие попытки «задвинуть» превосходную комедию. Например, она так и не была удостоена приза ни на одном из кинофестивалей СССР. Впрочем, подобная ситуация складывалась со всеми (!) фильмами Леонида Гайдая. И хотя самого Гайдая один (!) раз все-таки отметили дипломом (!) «За вклад в разработку жанра кинокомедии» (на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси в 1972 году), однако это, согласитесь, маловато для такого мастера жанра. К примеру, два других мэтра советской комедии Эльдар Рязанов и Георгий Данелия по части регалий обделены не были: обоих в разное время награждали и призами на различных кинофестивалях даже Государственными премиями СССР и РСФСР. Награждали по заслугам, но отсутствие рядом с их фамилиями в наградных списках фамилии Леонида Гайдая все же вызывает вопросы. Ведь целое десятилетие (1965–1975) именно Гайдай был самым кассовым кинорежиссером СССР (на его фильмах в общей сложности только в год проката побывало рекордное число зрителей – 373 миллиона 700 тысяч человек).Правда, гонорарами руководство Госкино Гайдая никогда не обижало – ему платили высшую ставку, а за иные свои фильмы он и вовсе получал самые большие гонорары среди всех советских кинорежиссеров. Например, за того же «Ивана Васильевича...» ему в общей сложности заплатили 18 тысяч рублей.Кстати, этот гонорар стал поводом грандиозному скандалу и закрытию Экспериментального творческого объединения на «Мосфильме», где Гайдай снимал свои ленты. Когда в правительстве узнали о тех суммах, которые выплачиваются режиссерам в ЭТО, то приняли решение закрыть объединение, дабы не раздражать других кинематографистов, которые работали в других объединениях и гонорары которых были во много раз меньше.[b]ПРИХОДНЫЙ ОРДЕР[/b][b][i]СОГЛАСНО БУХГАЛТЕРСКИМ ДОКУМЕНТАМ ГОНОРАРЫ ЗА ФИЛЬМ УЧАСТНИКАМ СЪЕМОК РАСПРЕДЕЛИЛИСЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:[/i][/b][b]- Л. ГАЙДАЙ[/b] – [i]5948 рублей плюс 2000 рублей за сценарий[/i];[b]- А. ДЕМЬЯНЕНКО[/b]– [i]1663 руб[/i].,[b]- Н. СЕЛЕЗНЕВА[/b] – [i]362 руб[/i].,[b]- Ю. ЯКОВЛЕВ[/b] – [i]4350 руб[/i].,[b]- Л. КУРАВЛЕВ[/b] – [i]2312 руб[/i].,[b]- М. ПУГОВКИН[/b] – [i]788 руб[/i].,[b]- В. ЭТУШ [/b]– [i]630 руб[/i].,[b]- С. КРАМАРОВ[/b] – [i]1129 руб[/i].,[b]- Н. КРАЧКОВСКАЯ [/b]– [i]347 руб[/i].,[b]- С. ФИЛИППОВ[/b] – [i]258 руб[/i].,[b]- Н. КУСТИНСКАЯ [/b]– [i]168 руб[/i].[b]КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА[/b]- Бориску на царство?![i]- Вот что крест животворящий делает![/i]- Все, что нажил непосильным трудом, – все же погибло![i]- Да ты ведьма?![/i]- Демоны! Демоны!!![i]- Житие мое...[/i]- И все-то ты в трудах... аки пчела[i]- И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат...[/i]- Икра черная... Икра красная... Икра заморская – баклажанная![i]- Ключница водку делала...[/i]- Лепота![i]- Меня терзают смутные сомнения... – Смерд! – Холоп![/i]- Оставь меня, старушка, – я в печали...[i]- Сесть я всегда успею...[/i]- Скажите, у вас нет отдельного кабинета?[i]- Танцуют все![/i]- Ты на что, царская морда, намекаешь?![i]- Ты пошто боярыню обидел, смерд?![/i]- Тьфу на вас! Тьфу на вас еще раз.[i]- – Фамилия? – Рюриковичи мы![/i]- Человек! Официант! Почки один раз царице![i]- Я на вас жалобу подам! Коллективную...[/i]- Я требую продолжения банкета!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.