Город

Вахтанговцы вывели формулу Мольера

Интермедия с Полишинелем (С. Маковецкий)
Фото: Пресс-служба Театра имени Вахтангова
Интермедия с Полишинелем (С. Маковецкий)
Фото: Пресс-служба Театра имени Вахтангова
Свой 96-й сезон Театр имени Вахтангова открыл комедией-балетом Мольера «Мнимый больной» в постановке румынского режиссера Сильвиу Пуркарете. Это уже пятое обращение театра к драматургии Мольера, близкой эстетике Евгения Вахтангова. Первым был «Мещанин во дворянстве» Владимира Шлезингера (1968) с Владимиром Этушем в главной роли.

Сразу скажу, что это очень театральный, очень зрелищный спектакль – как раз в духе вахтанговцев, – в котором царят актерская импровизация, озорство, музыка, веселая, а порой грустная ирония над окружающим миром и над собой в нем.

«Никакой правды, лишенной комизма, и никакого комизма, лишенного правды», – вот формула Мольера, которую Пуркарете воплотил в спектакле «Мнимый больной». Спектакле – между фарсом, «комедией масок» и психологической драмой, расцвеченном музыкально-пластическими интермедиями, как и задумывал Мольер, создавая свои комедии-балеты для короля-солнца Людовика XIV. Впоследствии они способствовали становлению национальной французской оперы, созданию оперы-буфф и оперетты.

Артист Сергей Маковецкий открывает спектакль Фото: Пресс-служба Театра имени Вахтангова

Начинает спектакль артист Сергей Маковецкий, он появляется на сцене в балетном костюме короля Людовика, чтобы перевоплотиться на глазах у зрителей сначала в мнимого больного Аргана, потом в Мольера, а еще поучаствовать в интермедии в роли Полишинеля...

Сергей Маковецкий в роли мнимого больного Аргана Фото: Пресс-служба Театра имени Вахтангова

Его Арган вообразил, что он неизлечимо болен – старая как мир история о мающемся дурью ипохондрике. Вокруг него постоянно колготятся целители с пилюлями, лекари с клистирами и трубками, мечтающая скорее овдоветь молодая жена (Мария Волкова), дерзкая служанка и родной брат Беральд, который убежден, что «когда врач уверяет, что знает секрет продления жизни на долгие годы, он сочиняет медицинский роман».

Ольга Тумайкина в роли служанки Туанетты Фото: Пресс-служба Театра имени Вахтангова

По задумке режиссера, Беральд (Сергей Юшкевич) руководит всем происходящим на сцене.

Сергей Юшкевич в роли Беральда, брата Аргана Фото: Пресс-служба Театра имени Вахтангова

Однако спектакль этот не столько об Аргане, сколько о его творце – Мольере, поэтому действие происходит не в доме Аргана, а в стенах заброшенного театра, где актеры разыгрывают поучительные сценки в духе Мольера. Где после спектакля по последней своей пьесе умер не понарошку ее автор и исполнитель главной роли, великий французский комедиограф Жан-Батист Поклен, известный миру как Мольер. Так уж получилось, что смертельно больной Мольер написал веселую комедию о мнимом больном, вдоволь посмеявшись над ним и его причудами, а заодно и над собой, а потом в ночь после спектакля умер сам.

Тщательно подобранный ансамбль актерских индивидуальностей позволил воплотить на сцене непростые драматические, пластические и музыкальные придумки режиссера.

Вот только вместо присущего мольеровскому театру балета артисты исполнили мюзик-холльный номер шести «girls» с танцующими Кинг-Конгами.

Girls Фото: Пресс-служба Театра имени Вахтангова

О некоторых актерских работах следует сказать особо. Во-первых, это Сергей Маковецкий, обладающий уникальным актерским даром играть иронично и комедию, и трагедию, поскольку, как утверждал Пушкин, «высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и что нередко близко подходит к трагедии». На этот раз он сыграл Мольера и его последнюю роль, представив тем самым театр Мольера.

Под стать ему и Ольга Тумайкина – актриса обаятельная, музыкальная и пластичная. Она блистательно исполнила роль служанки Туанетты, олицетворяющей здравомыслие. Ее язвительная ирония обрушивается в первую очередь на хозяина, человека мнительного и легко внушаемого, а потом уж на лекарей-шарлатанов, которые легко обманывают Аргана. Туанетта полностью на стороне дочери Аграна – Анжелики (Мария Бердинских) и ее возлюбленного Клеанта (Сергей Епишев). Она открыто высказывает свое мнение хозяину насчет его планов выдать Анжелику замуж за докторского отпрыска толстяка Тома Диареуса (Евгений Косырев).

Отдельно следует сказать о сценографии, костюмах и свете (худ. Драгош Бухаджиар), которые составляют еще один запоминающийся образ спектакля.

Вслед за «Пристанью» и «Минетти» «Мнимый больной» пополнил галерею вахтанговских спектаклей о легендарных театрах и их великих создателях.

Заключительная сцена спектакля Фото: Пресс-служба Театра имени Вахтангова

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Туминас сравнил себя со Жванецким

12 сентября Академический театр имени Вахтангова открыл 96-й театральный сезон. Звезды сцены собрались около золотого фонтана «Принцесса Турандот», чтобы вместе подняться на Новую сцену, где руководство в лице директора Кирилла Крока и худрука Римаса Туминаса поделится планами на будущее.

В начале церемонии министр культуры России Владимир Мединский вручил звание народной артистке РФ Юлии Рутберг.

— Я два раза не являлась к министру культуры на вручение звания народной артистки России, потому что была с театром на гастролях, — сказала в ответ Юлия Рутберг. — Спасибо моим родителям, педагогам, партнерам по сцене и министру культуры России за внимание к театру.(далее..)

 

Интермедия с Полишинелем (С. Маковецкий)
Фото: Пресс-служба Театра имени Вахтангова

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER