Добро будет делаться здесь
[b]В середине позапрошлого века известностью в Москве пользовался купец С. Этот оригинал был известен всему городу своими экстравагантными выходками, а в Красном селе, что на краю Каланчевского поля, где у него был собственный дом, его звали «наш чудила».[/b]Про купца ходило множество анекдотов, и особенной популярностью пользовалась история, случившаяся в 1867 году. Тогда в Москву за товаром приехал из глухой провинции молодой купец, который искал выгодного дела. При этом молодец был скуповат, и вот С. решил его немного поучить за жадность. Он свел с ним короткое знакомство, выяснил, что ради большого куша провинциал готов пуститься на любые аферы, а через некоторое время предложил выгодное дельце: обещал за тысячу рублей серебром «одарить его таким добром, которого он никогда не видел». Провинциал долго сомневался и пытался узнать – что это за дело такое? Но С. ничего больше не рассказывал, а твердил лишь: «Я же вперед денег не прошу – сделаю, отдашь. Вперед же сказать не могу – дело может не удасться». После долгих сомнений приезжий решился рискнуть, и они ударили по рукам.Согласно условию тысячу рублей передали третьему лицу, которое пригласили быть арбитром в сделке, с правом решать: добро ли будет то, что сделает для провинциала С. или нет. Не откладывая дела в долгий ящик, уже на следующий день С. привел купца и арбитра в огромный лабаз и объявил: «Добро будет делаться здесь».После этого он вынул из кармана штанов большой кусок мелу, и, ползая по полу лабаза, изобразил огромную букву «Д». Закончив труды, С. отряхнул руки и довольно произнес:– Вот-с, извольте выдать денежки!– Позвольте! – воскликнул изумленный купец: – Это за что же? – Как же-с? Договаривались, что я вам сделаю огромное добро, такое, какого вы в жизни не видели? Как же в русской азбуке эта буква значится как «добро», ну и где вы еще видели букву «добро» таких размеров?– Да какая мне прибыль от этого «добра»?– А я разве прибыль обещал? Добро прибыли – не родня. По нынешним временам и вовсе от добра больше убытков, чем прибылей.Они обратились к арбитру, и С. насел на него, упорно утверждая свою правоту: «Что было обещано? Большое добро. Так вон оно какое, «добро». Даром что ли эту литеруя во весь лабаз вывел? Пожалуйте денежки!..» Криками и напором он добился своего и получил с приезжего тысячу рублей. «Облагодетельствованный» купец подал на С. жалобу мировому судье, который, рассмотрев дело, постановил: деньги вернуть хозяину, а самого «делателя добра» подвергнуть заключению в городском арестном доме на три недели.Но и оказавшись под арестом, «шутник» остался верен себе: испросив разрешения подать прошение в мировой съезд (высшую инстанцию мирового суда), он написал текст со всякими витиеватыми канцелярскими формулами и цитатами из Библии, сравнивая себя в тюрьме «Титовке» с пророком Ионой во чреве китовом. Начальство тюрьмы сочло это прошение «совершенно неприличным по форме», ходу ему не дало и сделало С. строгое замечание «за неуместные шутки». Тогда житель Красного села заявил, что он и не думал шутить, но раскаивается в своем поступке, и, прочитав в слух отрывок из псалма Давида – то место, где говорится о разрывании одежд в доказательство скорби, – снял с себя пиджак и стал драть его на куски. За эту выходку его на сутки отправили в карцер.Отбыв срок в арестном доме, С. явился в один из красносельских трактиров, где завсегдатаи устроили ему овацию. Он велел налить всем за его счет, а когда его приказание было исполнено, произнес следующую речь: «Все вы до единого мошенники и всех вас повесить мало. И меня вы любите только оттого, что и я точно такой же мошенник, христопродавец и грабитель. Всех бы нас подлецов, да на одной осине…» После этого экспромта он хватил стаканчик водки, и все слушавшие его посетители трактира поступили так же. Никто не обиделся на «чудилу», сочтя, видимо, что он во многом прав. Да и что возьмешь с только что вышедшего из тюрьмы человека?