Небо. Самолет. Девушки
[b]Кого-то по весне тянет на природу, а кого-то…в небо. Свидетельство тому – первый национальный женский авиасалон «Весенние ласточки», который прошел на аэродроме в Ступине.[/b]В салоне приняли участие десятки женщин-авиатрисс России, среди которых абсолютные чемпионки мира по высшему пилотажу, летчицы-ветераны и молодые пилотессы.– Мы хотим показать стране, что у нас есть женщины, которые хотят летать и летают, – заявила абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Халидэ Макагонова. – Впрочем, в небе люди по полу не делятся.Между тем авиатриссы утверждают, что на поверку многие из них оказываются даже выносливее мужчин.– Чтобы во время пилотажа избавиться от тошноты, мы брали в самолеты лимон и воблу. Пожуешь – и полегчает, – рассказывает военный летчик испытатель 1-го класса НИИ ВВС Марина Попович.Авиатриссы не отрицают, что парить в облаках – занятие не для слабонервных.– Только дураку не бывает страшно, – говорит Светлана Капанина, пятикратная абсолютная чемпионка мира. – Но страх страху рознь. Кто-то панически боится высоты, а ктото идет на это осознанно.О себе Светлана Капанина рассказывает, что впервые захотела летать, когда увидела фигуру «абракадабра» – вращение самолета в трех плоскостях. Она летала даже на пятом месяце беременности.А вот Елена Кулькова была в годы Великой Отечественной войны командиром самолета ПЕ-2 (пикирующий бомбардировщик).– Раньше была труднее техника взлета, поднимать самолет приходилось с грунта. При этом, представьте себе, что у самолета 1200 тонн бомбовой нагрузки. Поэтому техника взлета должна была быть отточенная.У малой авиации сегодня масса проблем. Есть сложности с регистрацией самолетов и получением летных свидетельств. «Малая авиация сегодня является для чиновников малой проблемой, – говорят женщины-авиатриссы. – Хорошо хоть дорога в аэроклубы слабому полу стала более открытой».Открыта-то открыта, но не каждому по плечу. Вернее, по карману. Чтобы научиться летать, нужно иметь солидный капитал.Минимальная цена часа полета на самом сильном спортивном самолете – Су-26 составляет 350 долларов. Дешевле и легче летать на самолетах Як-52 и Як-56 – одних изсамых распространенных в аэроклубах.– Пока не будет бесплатных аэроклубов, авиация хорошей не будет. Летчик должен летать, – говорит Елена Кулькова.В СССР возможностей учиться в аэроклубах у молодежи было гораздо больше. Уже пятилетний ребенок мог привлекаться к военно-техническим видам спорта. А сейчас никакой программы для молодежи нет. Да и аэроклубы государством не финансируются.Средний возраст пилотов сборной команды России составляет 45 лет. Тем не менее желающих научиться летать немало как среди мужчин, так и среди женщин. Неслучайно весенний женский авиасалон теперь станет ежегодным.