Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Сквозь строй «топтунов» и шпаны

Общество
Сквозь строй «топтунов» и шпаны

[b]Память об ушедшей Москве складывается из памяти многих москвичей. Сегодня я хочу поделиться с читателями «Вечерки» и тем, что помню сам, и тем, что «помню» памятью своих родителей и старшей сестры…[/b]Наша семья поселилась на Арбате в 1936 году, когда моему папе, драматургу и сценаристу Алексею Симукову, дали 12-метровую комнату на первом, вровень с асфальтом, этаже в коммунальной квартире во дворе дома по Годеинскому переулку: первый направо, если стоять спиной к Арбатской площади (в начале 1950-х его переименовали в Арбатский – оригинальнее не придумаешь!) После 6-метрового подвала в Хрущевском переулке, где наша семья ютилась до этого, новое жилище казалось хоромами.Арбат был правительственной трассой, по которой Сталин в сопровождении вереницы черных машин ездил каждый день в Кремль. Интересная деталь: как рассказывала мне сестра, в наших арбатских подворотнях постоянно околачивалась местная шпана – в кепочках блином, в штанах, заправленных в «прохоря» (сапожки с завернутыми голенищами), в кургузеньких, в облипочку, пиджаках и с непременной фиксой во рту. А с ними соседствовала армия «топтунов» – наружной охраны, обеспечивавшей безопасный проезд вождя. Шпана их не интересовала: во-первых, знали всех наперечет, а во-вторых, они, по тогдашней теории, были «социально близкими» в отличие от иных категорий населения, от которых неизвестно чего ожидать. Жильцы близлежащих домов проходили домой через смешанный строй и тех и других.Очень точно описал проезд «отца народов» по Арбату поэт Борис Слуцкий в стихотворении «Бог»:[i]…Мы все ходили под богом.У бога под самым боком.Однажды я шел Арбатом,Бог ехал в пяти машинах.От страха почти горбата,В своих пальтишках мышиныхРядом дрожала охрана.Было поздно и рано.Серело. Брезжило утро.Он глянул жестоко, мудроСвоим всевидящим оком,Всепроницающим взглядом.Мы все ходили под богом.С богом почти что рядом.[/i]Я появился на свет уже после войны, в 1946 году, в роддоме имени Грауэрмана. Знаменит этот роддом был тем, что не было «кореннее» появившихся здесь младенцев, поскольку это учреждение располагалось в самом сердце нашей столицы – на Арбате…К нам в квартиру можно было попасть, пройдя через мрачную подворотню (сегодня она переделана в дорогой бутик). Потом нужно было пересечь двор-колодец, спуститься восемь ступенек вниз, взять левее, чтобы обогнуть дверь в котельную и подняться вверх на те же восемь ступенек.Там, на лестничной площадке, как мне рассказывала мама, до войны долго стояло неизвестно откуда взявшееся ободранное чучело козла – примечательная деталь для воландовской Москвы.В нашей коммуналке не было ванной, туалет с допотопным чугунным унитазом был таким антисанитарным, что меня в него никогда не пускали – обходился горшком. Под стать всему этому была и маленькая вытянутая кухня с печью и столом для пяти керосинок – по числу проживавших в квартире семей. Газовая плита появилась позднее.Первой слева по коридору была наша комнатка. В ней помещался широкий матрас на ножках, стол, кое-какая мелочь из мебели. Когда я родился, то мне, по причине отсутствия места для детской кроватки, пришлось спать в оцинкованной ванночке, поставленной на обеденный стол…Напротив нашей комнаты, в такой же клетушке, жил старый бухгалтер. Его постель громоздилась почти под потолок, покоясь на кипах газет, копившихся годами.Потом он женился, жена прописала в комнату и свою мать. Когда бухгалтер разошелся с женой (а у них уже был сын), то разгородил комнату палочками, связанными крест-накрест, наподобие оградки клумбы, и запретил пересекать эту «границу» своей бывшей жене, теще и сыну.Следующей по коридору была комнатка, где жила билетерша из кинотеатра «Художественный».Ее жизнь отличали частые визиты «кавалеров», которые сопровождались бурным весельем и возлияниями. Иногда вся эта компания вываливалась в коридор или на кухню, и тогда все остальные жильцы сидели тихо по своим углам. Последняя дверь вела сразу в две комнаты. Здесь жила секретарша из Генштаба, а ее муж трудился в НКВД, домой приходил в основном по ночам и долго мыл на кухне руки. Потом он куда-то сгинул, и к соломенной вдове вереницей потянулись военные, видимо, ее сослуживцы. Она всех «принимала». Порой кавалеры проникали к ней просто через окно, благо оно было в метре от земли. Была и еще одна семья: ее глава приехал из деревни с тремя дочерьми и женился на нашей овдовевшей соседке.В моей памяти сохранился ужас от семейных скандалов наших соседей за стенкой – с матом, пьяными визгами, рыданиями и проклятиями…И еще «прелести» коммунального бытия: маме надо меня купать на кухне, она зажигает конфорки газовой плиты (ее поставили в середине 1940-х), чтобы нагреть помещение, а соседи или гасят плиту, или настежь распахивают двери: ишь, интеллигенция чего придумала – газ тратить! В 1947 году родители поменялись с соседкой-секретаршей: она переехала в нашу комнату (с доплатой) а мы – в ее две смежные. И опять почувствовали себя во дворце! К родителям приходили друзья и знакомые – режиссеры, сценаристы, критики. Было шумно и весело. Частенько у нас бывали Вениамин Захарович Радомысленский, впоследствии директор Школы-студии МХАТ, с которым папа и мама дружили еще с юности, Фирс Ефимович Шишигин, будущий главный режиссер Ярославского театра им.Волкова, главный режиссер Московского театра драмы и комедии Александр Константинович Плотников, режиссер Анатолий Васильевич Эфрос… Мой Арбат был каким-то уютным, домашним. Меня водили гулять на Гоголевский бульвар, и так там было хорошо прятаться между лапами бронзовых львов у оснований фонарных столбов, окружавших «сидящего» Гоголя. А Молчановка!Гуляя по Арбату, я поглядывал на витрины магазинов с их нехитрым убранством: фрукты, овощи, консервы, хлеб. Все это было затейливо уложено, а из консервных банок возведены пирамиды и башни. Ближе к Театру Вахтангова был зоомагазин, и я всегда останавливался перед ним посмотреть на чучело небольшого крокодила в витрине.Здесь же, на Арбате, я получил хороший урок. Мне подарили механическую прыгающую лягушку, которую надо было заводить ключиком. Игрушек в конце 1940-х было мало, и отношение взрослых к ним было куда более бережным, чем сегодня. Того же самого и они ожидали от своих детей. Я же, недолго думая, взломал лягушку, чтобы посмотреть, как она устроена. Мама не оценила моего любопытства. Взяв за руку, она повела меня в магазин игрушек, подвела к продавщице и сказала: «Посмотрите на этого мальчика. Он ломает свои игрушки!» Со стыда я не знал, куда деваться. Но урок был усвоен.А сегодня моего Арбата, нашей Молчановки и Собачьей площадки нет. Как той прыгающей лягушки. Сломали…

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.