Золотую Ручку нашли в Бендерах
В основе сюжета – судьба авантюристки, которая виртуозно «чистила» состоятельных господ в 70-х годах позапрошлого столетия. О Соньке слагали легенды, она была неуловима и изобретательна, ее таланту и авторитету в уголовном мире не было равных.[b]Корреспондент «Вечерки» расспросила автора сценария и режиссера Виктора Мережко о том, как проходили съемки сериала.[/b][i][b]Мата Хари отдыхает[/i]– Как вам пришла идея взять за основу сценария историю о Соньке Золотой Ручке?[/b]– Меня заинтересовала судьба этой дамы. Далеко не каждой женщине, да и мужчине тоже, пришлось пережить то, что пережила эта героиня. Она же была образованной, знала шесть языков. Она умела любить, путешествовала по всей Европе, потом были Петербург, Москва, Одесса. Ее предал человек, которого она бесконечно любила. Первая ссылка, побег, вторая ссылка уже на Южный Сахалин, полгода на корабле на открытой палубе в клетке. Три года карцера. Мне показалось, что такую интересную историю вряд ли где сыщешь. Сюда не ляжет ни Мата Хари, ни кто другой.[b]– Где собирали материал?[/b]– Пользовался Интернетом, ходил в Ленинку. На 90 процентов это история придуманная. Но она основывается на документальных, биографических фактах.[b]– На роль Соньки вы пригласили молодую неизвестную актрису Анастасию Микульчину. Почему выбор пал на нее?[/b]– Его величество случай. Мне нужно было выбрать героиню и я, приехав в Петербург, устроил кастинг. Посмотрел 70 девочек от 15 до 19 лет. Ничего подходящего! Когда уже отчаялся, увидел у ассистента фотографию Насти и попросил показать девушку мне. Насти в это время не было в Петербурге. Три дня я ее ждал. И как оказалось, не напрасно. Буквально с первого ее появления я понял, что это моя героиня.[i][b]И я ее нашел[/i]– Вы принципиально хотели взять на главную роль неизвестную актрису?[/b]– Дело в том, что известная актриса была бы старше. А мне нужно было, чтобы моя героиня сыграла возраст от 16 до сорока. Редко кому из актрис удается такой разброс в возрасте. Поверьте мне, актрису, которая могла бы сыграть юную и романтичную девочку, а потом старуху, которую иссушила каторга, нужно было еще найти. И я ее нашел. Настя – талантливая актриса. Я полагаю, что после этого фильма ее судьба будет складываться благополучно.[b]– Анастасия – питерская актриса?[/b]– Она родом из Приднестровья, город Бендеры. У нее черные, гипнотические глаза, которые влюбляют в себя немедленно. Очень кстати оказался ее еле уловимый акцент, потому что сама Сонька была родом из-под Варшавы.[b]– В фильме заняты именитые актеры – Олег Басилашвили, Богдан Ступка, Дмитрий Нагиев, Зинаида Шарко, Ирина Алферова.[/b]– Богдан Ступка играет отца Соньки. Басилашвили – опытного вора – первого учителя Соньки в Петербурге. Героиня Алферовой – женщина, которую Сонька любила всю жизнь, она была ей вместо матери. Нагиев играет коменданта южно-сахалинской ссылки. А Зинаида Шарко просто фантастически исполнила роль бывшей портовой проститутки. Кем я абсолютно потрясен, это, конечно, Шарко.[i][b]Каторжанам раздавали белый хлеб[/i]– Где проходили съемки?[/b]– Каторгу снимали в Южно-Сахалинске и в Карелии – в Олонцах. В Южно-Сахалинске морозы стояли жуткие: –35°С, снег до двух метров высотой. В Одессе мы снимали Одессу и Ниццу, В Питере – Питер и Москву.[b]– Съемочный процесс обошелся без приключений?[/b]– Под Олонцом мы снимали пожар, построили декорации и вдруг откуда-то взялась дикая бродячая лошадь. Она ринулась прямиком на массовку с такой силой и мощью, что просто чудом никто не пострадал. Настя Микульчина у нас умудрилась провалиться в медвежью берлогу. Благо там медведя не было. Еле вытащили…Были и забавные ситуации. Прибытие Соньки на Московский вокзал мы снимали в Витебске. Пригнали старинный паровоз. Все подготовили к съемкам сцены. Команда «Мотор!», и вдруг я вижу, что пассажиры выходят из поезда налегке, а публика, которая курсирует по вокзалу,– с чемоданами. Я решил, что сошел с ума. Кричу в мегафон: «Что случилось?» Оказывается, реквизитор не той массовке чемоданы раздал.Был еще один забавный момент. Снимаем ужин на каторге, а узникам раздают белый хлеб. Конечно, эту сцену мы пересняли, потому что на каторге белым хлебом не кормят.[b]– Изучая тему криминального мира тех времен, не сделали для себя любопытных открытий? Какие воровские законы действуют до сих пор?[/b]– Да, я погружался в тему – изучил воровскую иерархию, жаргон. Многое – как было, так и осталось. Между прочим, сама Сонька была основательницей общака – кассы взаимопомощи воров, когда они скидываются для того, чтобы содержать тех, кто попал в полицию или в острог. Группировки как были, так и есть. В Питере и Москве в то время действовали три основные банды – славянская, еврейская и татарская. Жаргонные словечки сохранились. В фильме, правда, жаргонизмов немного: зачем зрителей ими пугать? Ну и, конечно, Одесса, которая сохранила свой дух и поныне.[i][b]Щеки ввалились, жизнь продолжается[/i]– Скажите, а если бы Сонька оказалась в сегодняшней реальности, вы бы закрутили с ней роман?[/b]– Это не исключено ([i]Смеется[/i].) Она была так женственна, так гипнотически привлекательна, так талантлива, что даже те, кого она обворовывала, часто ее прощали. Сонька была Робин Гудом в юбке. Она воровала не для наживы, а для артистического удовольствия.[b]– Странно, что история такой неординарной дамы так скудно представлена в кинематографе.[/b]– Я бы так не говорил. Одна из самых успешных картин немого кино была как раз про Соньку Золотую Ручку. В 30-е годы был фильм про нее. Другое дело, что в советские годы, безусловно, нельзя было делать такие фильмы, потому что считалось, что это пропаганда воровского образа существования. Для меня поразительно, что, когда я стал писать сценарий и снимать фильм, я узнал, что несколько кинокомпаний, не зная, что я уже работаю над этим материалом, в срочном порядке вставили в свой план сериал о Соньке. А в одной из программ на ДТВ история про Соньку Золотую Ручку вышла под рубрикой «Как уходили кумиры». Появился прямо-таки невероятный интерес к этой теме.[b]– Может, это связано с тем, что зрителям наскучили истории про плохих мальчиков и пришло время плохих девочек?[/b]– Я Соньку яростно отстаиваю! Сонька неплохая девочка. Да, она обворовывала банкиров, ювелиров, загулявших купцов, но она никого не убивала. Я пытался в этом 12-серийном фильме понять, что двигало ею и к чему все это пришло. Не буду раскрывать всех карт, но финал фильма оптимистичен для Соньки. Щеки ввалились, зубы почернели, но жизнь продолжается.[b]ПОСТСКРИПТУМ[i]ВСЯ ПРАВДА О СОНЬКЕ[/b]После завершения сериала «Сонька Золотая Ручка» – 28 апреля в 23.15 на канале «Россия» – покажут документальный фильм о знаменитой воровке Софье Блювштейн, получившей свое прозвище за талант похищать ювелирные изделия.Артистизм авантюристки унаследовали ее четыре дочери – все они пошли на сцену. Правда, никто из потомков Соньки не признает свое происхождение. Дочери Софьи Блювштейн отреклись от своей матери после того, как она угодила в тюрьму.Фильм о подлинной истории этой женщины, мифологизированной блатным фольклором и обывательской молвой, развеет романтический флер вокруг ее имени и расскажет об эпохе, которая породила феномен воровки, ставшей практически «любимицей публики».[/i][b]ДОСЬЕ «ВМ»[/b][i]Виктор Мережко родился 28 июля 1937 года. В 1961 году окончил во Львове Украинский полиграфический институт, в 1968 году сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.Написал сценарии к десяткам кинокартин, в том числе «Здравствуй и прощай», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одинокая женщина желает познакомиться» «Полеты во сне и наяву», «Родня», «Прости» и др. Автор сценариев к сериалам «Провинциалы», «Я тебя люблю», «Крот», «Крот-2».[/i]