Поговори на моем языке
Как современные дети познают мир? Чем они занимаются в свободное время? Правда ли, что среднестатистический российский тинейджер не вылезает из Интернета, думает только о сексе, а по улицам гуляет исключительно в наушниках и с плеером? Как, наконец, им достучаться до взрослых, чтобы рассказать о своих проблемах? В обществе и во властных коридорах эти темы сейчас популярны.Но, пожалуй, впервые они рассмотрены с научной точки зрения. При поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ социологический коллектив, созданный творческим объединением «ЮНПРЕСС», проанализировал информационное пространство российского подростка в постсоветский период, захватив последний период наших глобальных реформ – с 1998 по 2005 год. На каждом из двух этапов на злободневные вопросы специалистов отвечали дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет.[b]Об основных итогах исследования обозреватель «ВМ» беседует с его координатором – [i]кандидатом педагогических наук, президентом Лиги юных журналистов, членом Общественной палаты РФ Александром ШКОЛЬНИКОМ[/i].– Александр Яковлевич, так как же проводит свободное время средний российский подросток? Шляется по улицам и ищет приключений на свою голову?[/b]– Нет, – во всяком случае, для основной массы детей это не так. На первом месте – по-прежнему телевизор: его предпочитает 74% опрошенных. Но за семь последних лет данный показатель несколько сбавил в весе, а вот идущее за ним «общение с друзьями», наоборот, стало популярнее: его рейтинг возрос с 67 до 71%. Пока еще удерживающие третье место магнитофон, проигрыватель, плеер (мы объединили эти предметы вместе, потому что они относятся к одному и тому же виду досуга – прослушиванию музыки) стремительно теряют популярность.Возможно, это происходит за счет радио, количество приверженцев которого выросло за тот же период с 18 до 38%. Наверное, дело в том, что при огромном выборе радиостанций, репертуар которых быстро подстраивается под потребителя, молодежи больше не надо покупать диски в магазинах.Любимую музыку можно услышать в эфире, причем бесплатно! Четвертая позиция (и последняя, собравшая больше половины упоминаний) – газеты и журналы: ребята читают их нынче в полтора раза интенсивнее по сравнению с годом дефолта. Но одновременно ужасно резко – с 49 до 18 % (это самое крутое падение среди всех возможных видов времяпрепровождения) уменьшилась популярность книг. Очевидно, мобильная часть общества окончательно обратилась к более короткому, «клиповому» слову печатной периодики. Зато преодолен спад интереса к кино: эта форма досуга впервые за долгое время обогнала и книги, и театры с концертами, поднявшись до 21%.[b]– Но не всякий досуг – это получение информации...[/b]– Конечно. В случае с печатной продукцией это все же справедливо: уж коли взял в руки журнал или книгу, поневоле усвоишь, что там написано. И до сих пор книгу (причем не относящуюся к учебным пособиям) в качестве основного источника информации называют 39% ребят, печатные СМИ – 48%. А вот телевизор, оказавшийся со своими 46% между этими ступеньками, уже превратился из информатора и няньки в массовика-затейника. Молодежь включает его не потому, что хочет узнать что-то новое, а для шумового оформления – чтобы дома не было тихо. Конечно, это не случайно: смотреть на современном телевидении подросткам, по сути, нечего. Когда основные каналы брали на себя лицензионные обязательства о 10-процентной доле детского вещания, нам это казалось недостаточным, ведь каждый пятый телезритель в России – ребенок. Но сегодня фактический объем программ, адресованных детям и юношеству, составляет ничтожные 0,3%! А в прайм-тайм на всю страну выходит всего-навсего две детские передачи: «Спокойной ночи, малыши» на «России» и «Ералаш» на Первом канале. Хотя есть такие информационные потоки, в которых авторитет ТВ для поколения «некст» по-прежнему высок. К примеру, если о сексе в 1998 г. из телепередач и от сверстников узнавало примерно поровну ребят, сейчас телевещание ушло далеко «вперед» и в вопросах сексуального просвещения уверенно лидирует. Выросла образовательная «ценность» телевизора и в таких сомнительных темах, как СПИД и наркотики. Впрочем, по важности информирования все вместе СМИ традиционно уступают межличностному общению – с друзьями и подругами (59%), с родителями (54%) и с учителями (52%).[b]– Быть может, все не так плохо, раз дети черпают информацию в основном из проверенных временем источников?[/b]– К сожалению, это обманчивое впечатление. Абсолютно все названные каналы информации за семь лет в подростковой среде девальвировались: их ценность упала, хотя и в разной степени. Если раньше каждый юный респондент в среднем называл по 6–7 важных для себя каналов информации, теперь это число сократилось до 4–5.И это на фоне стремительного расширения медиагоризонтов в России! Есть лишь один источник, который за последнее время прибавил в значимости: компьютер. Но в массовом подростковом сознании он пока не определяет информационную картину: регулярно им пользуется всего 31% опрошенных, а с Интернетом хотя бы мало-мальски знаком лишь каждый второй ребенок. При этом половина продвинутых интернетчиков сосредоточена в старшей возрастной когорте (от 15 до 17 лет), а подавляющее их большинство (82%) живет в городах. Правда, вскоре компьютерный канал информации в подростковой среде может возобладать, особенно если усилия властей по всеобщей компьютеризации школ и подключению их к Интернету увенчаются успехом.[b]– Что же делать? Запереть модем на ключ и выбросить телевизор на свалку?[/b]– Думаю, это если и отсрочит негативные последствия, то лишь на несколько лет. Дело в том, что сами подростки не считают ситуацию катастрофичной. В изменившихся условиях они быстро перестроились и во главу угла ставят информацию, полученную от сверстников. Иначе говоря, в освоении жизненно важных знаний и навыков дети больше не доверяют опыту предков, предпочитая опираться на практику – свою собственную, друзей и знакомых. Параллельно усиливается и другой тревожный процесс: сегодня все труднее найти информацию, ориентированную специально на подрастающее поколение. Косвенно этот вывод подтверждают ответы еще на один вопрос нашего исследования: «Что ты и твои ровесники знаете, чего не знают твои родители?» Если в 1998-м «ничего» ответили 10%, то в 2005-м – 16,8%. Остальные же ответы лежат в самых разных областях – от «секса» до «равных прав мужчин и женщин» и «как заработать большие деньги».Да, наверное, можно попытаться физически отстранить подростков от эротики на ТВ и от прямого доступа к порносайтам в Интернете. Но беда в том, что к настоящему воспитанию нашей смены этот шаг отношения иметь не будет. Разрыв между поколениями только вырастет, и подростки окончательно замкнутся внутри собственной субкультуры.К сожалению, взрослые этого почти не понимают. В Комиссию по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Общественной палаты поступил проект закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». Прочитав его, мы ужаснулись: авторы законопроекта с новой силой собираются ограждать маленьких россиян от того, от чего они и сами отвернулись! Речь опять идет о запретах, и никто не задумывается ни о создании интересного медиапроекта для детей, ни об открытии специального детского государственного телеканала.Все это меня убеждает: нам нужен специальный государственный орган, регулирующий подготовку информационного продукта для детей и юношества – своеобразного госагентства по детским СМИ. Иначе скоро мы будем разговаривать с молодежью на разных языках.