Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Поговори на моем языке

Общество
Поговори на моем языке

Как современные дети познают мир? Чем они занимаются в свободное время? Правда ли, что среднестатистический российский тинейджер не вылезает из Интернета, думает только о сексе, а по улицам гуляет исключительно в наушниках и с плеером? Как, наконец, им достучаться до взрослых, чтобы рассказать о своих проблемах? В обществе и во властных коридорах эти темы сейчас популярны.Но, пожалуй, впервые они рассмотрены с научной точки зрения. При поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ социологический коллектив, созданный творческим объединением «ЮНПРЕСС», проанализировал информационное пространство российского подростка в постсоветский период, захватив последний период наших глобальных реформ – с 1998 по 2005 год. На каждом из двух этапов на злободневные вопросы специалистов отвечали дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет.[b]Об основных итогах исследования обозреватель «ВМ» беседует с его координатором – [i]кандидатом педагогических наук, президентом Лиги юных журналистов, членом Общественной палаты РФ Александром ШКОЛЬНИКОМ[/i].– Александр Яковлевич, так как же проводит свободное время средний российский подросток? Шляется по улицам и ищет приключений на свою голову?[/b]– Нет, – во всяком случае, для основной массы детей это не так. На первом месте – по-прежнему телевизор: его предпочитает 74% опрошенных. Но за семь последних лет данный показатель несколько сбавил в весе, а вот идущее за ним «общение с друзьями», наоборот, стало популярнее: его рейтинг возрос с 67 до 71%. Пока еще удерживающие третье место магнитофон, проигрыватель, плеер (мы объединили эти предметы вместе, потому что они относятся к одному и тому же виду досуга – прослушиванию музыки) стремительно теряют популярность.Возможно, это происходит за счет радио, количество приверженцев которого выросло за тот же период с 18 до 38%. Наверное, дело в том, что при огромном выборе радиостанций, репертуар которых быстро подстраивается под потребителя, молодежи больше не надо покупать диски в магазинах.Любимую музыку можно услышать в эфире, причем бесплатно! Четвертая позиция (и последняя, собравшая больше половины упоминаний) – газеты и журналы: ребята читают их нынче в полтора раза интенсивнее по сравнению с годом дефолта. Но одновременно ужасно резко – с 49 до 18 % (это самое крутое падение среди всех возможных видов времяпрепровождения) уменьшилась популярность книг. Очевидно, мобильная часть общества окончательно обратилась к более короткому, «клиповому» слову печатной периодики. Зато преодолен спад интереса к кино: эта форма досуга впервые за долгое время обогнала и книги, и театры с концертами, поднявшись до 21%.[b]– Но не всякий досуг – это получение информации...[/b]– Конечно. В случае с печатной продукцией это все же справедливо: уж коли взял в руки журнал или книгу, поневоле усвоишь, что там написано. И до сих пор книгу (причем не относящуюся к учебным пособиям) в качестве основного источника информации называют 39% ребят, печатные СМИ – 48%. А вот телевизор, оказавшийся со своими 46% между этими ступеньками, уже превратился из информатора и няньки в массовика-затейника. Молодежь включает его не потому, что хочет узнать что-то новое, а для шумового оформления – чтобы дома не было тихо. Конечно, это не случайно: смотреть на современном телевидении подросткам, по сути, нечего. Когда основные каналы брали на себя лицензионные обязательства о 10-процентной доле детского вещания, нам это казалось недостаточным, ведь каждый пятый телезритель в России – ребенок. Но сегодня фактический объем программ, адресованных детям и юношеству, составляет ничтожные 0,3%! А в прайм-тайм на всю страну выходит всего-навсего две детские передачи: «Спокойной ночи, малыши» на «России» и «Ералаш» на Первом канале. Хотя есть такие информационные потоки, в которых авторитет ТВ для поколения «некст» по-прежнему высок. К примеру, если о сексе в 1998 г. из телепередач и от сверстников узнавало примерно поровну ребят, сейчас телевещание ушло далеко «вперед» и в вопросах сексуального просвещения уверенно лидирует. Выросла образовательная «ценность» телевизора и в таких сомнительных темах, как СПИД и наркотики. Впрочем, по важности информирования все вместе СМИ традиционно уступают межличностному общению – с друзьями и подругами (59%), с родителями (54%) и с учителями (52%).[b]– Быть может, все не так плохо, раз дети черпают информацию в основном из проверенных временем источников?[/b]– К сожалению, это обманчивое впечатление. Абсолютно все названные каналы информации за семь лет в подростковой среде девальвировались: их ценность упала, хотя и в разной степени. Если раньше каждый юный респондент в среднем называл по 6–7 важных для себя каналов информации, теперь это число сократилось до 4–5.И это на фоне стремительного расширения медиагоризонтов в России! Есть лишь один источник, который за последнее время прибавил в значимости: компьютер. Но в массовом подростковом сознании он пока не определяет информационную картину: регулярно им пользуется всего 31% опрошенных, а с Интернетом хотя бы мало-мальски знаком лишь каждый второй ребенок. При этом половина продвинутых интернетчиков сосредоточена в старшей возрастной когорте (от 15 до 17 лет), а подавляющее их большинство (82%) живет в городах. Правда, вскоре компьютерный канал информации в подростковой среде может возобладать, особенно если усилия властей по всеобщей компьютеризации школ и подключению их к Интернету увенчаются успехом.[b]– Что же делать? Запереть модем на ключ и выбросить телевизор на свалку?[/b]– Думаю, это если и отсрочит негативные последствия, то лишь на несколько лет. Дело в том, что сами подростки не считают ситуацию катастрофичной. В изменившихся условиях они быстро перестроились и во главу угла ставят информацию, полученную от сверстников. Иначе говоря, в освоении жизненно важных знаний и навыков дети больше не доверяют опыту предков, предпочитая опираться на практику – свою собственную, друзей и знакомых. Параллельно усиливается и другой тревожный процесс: сегодня все труднее найти информацию, ориентированную специально на подрастающее поколение. Косвенно этот вывод подтверждают ответы еще на один вопрос нашего исследования: «Что ты и твои ровесники знаете, чего не знают твои родители?» Если в 1998-м «ничего» ответили 10%, то в 2005-м – 16,8%. Остальные же ответы лежат в самых разных областях – от «секса» до «равных прав мужчин и женщин» и «как заработать большие деньги».Да, наверное, можно попытаться физически отстранить подростков от эротики на ТВ и от прямого доступа к порносайтам в Интернете. Но беда в том, что к настоящему воспитанию нашей смены этот шаг отношения иметь не будет. Разрыв между поколениями только вырастет, и подростки окончательно замкнутся внутри собственной субкультуры.К сожалению, взрослые этого почти не понимают. В Комиссию по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Общественной палаты поступил проект закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». Прочитав его, мы ужаснулись: авторы законопроекта с новой силой собираются ограждать маленьких россиян от того, от чего они и сами отвернулись! Речь опять идет о запретах, и никто не задумывается ни о создании интересного медиапроекта для детей, ни об открытии специального детского государственного телеканала.Все это меня убеждает: нам нужен специальный государственный орган, регулирующий подготовку информационного продукта для детей и юношества – своеобразного госагентства по детским СМИ. Иначе скоро мы будем разговаривать с молодежью на разных языках.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.