Куда пропали условные ценности?
С неожиданной проблемой столкнулись недавно москвичи – дефицитом поздравительных открыток в киосках.Есть у меня три товарища-журналиста, три настоящих ветерана Великой Отечественной войны. Все трое живут в разных концах города, в двух часах езды от моего дома – на Речном вокзале и на Кутузовском проспекте. Раньше удавалось поздравить их с Днем Великой Победы по телефону. Но один уже просит не звонить – «ни черта, говорит, уже не слышу». Второй съехал на дачу, а третий отправился в санаторий. Вот и лови их! Решил пойти привычным путем – послать им красочные поздравительные открытки. Раньше их в каждом киоске «Союзпечать» продавали. Вышел на свою улицу 800-летия Москвы – открыток с символикой 9 Мая ни в одном киоске нет. Прошелся по киоскам улицы Дубнинской – пусто.– Почему не продают открытки с праздничной символикой? – поинтересовался у знакомой киоскерши.– Хозяин не заказывает, – честно призналась она.Хозяйский зад в это время опускался на кожаное кресло иномарки ([i]товар, кошечек и собачек фарфоровых привез[/i]. – [b]Авт.[/b]). Я ринулся брать интервью, но бизнесмен отмахнулся:– На хрена они нужны!.. – и укатил за более ликвидным товаром.Тогда я направился в свое почтовое отделение № 591 к заведующей Вере Дрыновой. На выставочных стендах зала для посетителей насчитал 57 разновидностей открыток. Среди них лишь 3, довольно неказистого вида, посвящены Дню Победы. Почему?– Я уже заказала их в цехе МРП (межрайпочтамта), который называется «участок условных ценностей», но спрос на них каждый год падает, – ответила Вера Николаевна. – Из 300 штук сотню, с марками, точно возьмет Совет ветеранов нашего района Восточное Дегунино. Остальные будем продавать в розницу. Но не факт, что продадим.Грустные выводы Веры Дрыновой поддержала и заведующая почтовым отделением № 247 Людмила Мельникова:– Мы их не заказываем, – подчеркнула Людмила Александровна. – Участок условных ценностей сам присылает столько, сколько считает нужным. Берут эти открытки с неохотой, – с горечью прошептала она мне простуженным голосом.Мы решили проверить правоту этих слов и отправились в рейд по городу – искать поздравительные открытки и прочие символы приближающегося праздника.[b]Почтамт на Новом Арбате[/b]Ни одной открытки с символами Дня Победы! Куда же они подевались? Продавщица достала из-под прилавка тоненькую пачечку:– Вот все, что есть…Полтора десятка карточек шести видов по 10 рублей. Однообразные картинки с ярко-красными полями, с отштампованными на них орденами и медалями.В пресс-службе Почты России нас заверили – поздравления почти все раскупили. Спрос на открытки к 9 Мая в этом году выше, чем в прошлом. Только в Москве реализовали свыше 200 тысяч штук.[b]Дом книги[/b]Выбор открыток широчайший – около сорока разновидностей по цене 13–33 рубля. Но у стойки с открытками к всенародному празднику народ не толпился. Почему? Да выбирать не из чего.Подавляющая часть открыток словно сделана под копирку: российский триколор во всю длину и ширину и примерно на четверть пространства раскинувшийся двуглавый орел. В этих главных современных государственных символах несложно затеряться любому атрибуту Великой Отечественной войны.– Думаю, что открытки с российским триколором и двуглавым орлом художники рисуют для официальных поздравлений от имени государственных учреждений, – прокомментировала «ВМ» ситуацию арт-директор издательства «Арт и дизайн» Василина Кагане. – Востребованность в них растет с усилением государственной власти и уважения к ее атрибутам. В коллекции нашего издательства таких официальных открыток ко Дню Победы – 2–3 из 12. Остальные – более личностного характера. Их можно подарить любимым дедушке или бабушке, взрослым родителям, друзьям.По отзывам других художников, составляющих коллекции открыток к 9 Мая, мнение ветеранов на этот счет сегодня никто не спрашивает. Их, говорят, мало, и открытки они, практически, не покупают. Основные потребители этого праздничного товара – госучреждения, а также родственники и знакомые ветеранов. Именно вкусу этих двух потребительских групп и стараются угодить художники.Если открытки ко Дню Победы вы так и не нашли, то не отчаивайтесь. Дизайнеры предлагают порадовать участников войны сувенирами. К примеру, специально для ветеранов Великой Отечественной предлагается набор: расписанная вручную бутылка водки, папиросы «Беломор» и мемориальное панно с фотографиями времен Великой Отечественной. Комплект стоит 1200 рублей....Тот факт, что поздравительные открытки в честь Дня Великой Победы превратились из символа патриотизма в обычный товар, измеряемый дензнаками, особого разочарования не вызывает. Вопрос в другом: почему этот товар никто не хочет раскручивать до уровня высокого бренда? На поздравлениях ветеранам современные идеологи, лишенные политчутья, то немецкий танк нарисуют, то американский корабль изобразят. А то и вовсе пожилым людям в душу плюнут.Это мы говорим об истории с поздравлением калининградских ветеранов. Им к 9 Мая преподнесли поздравительные открытки с рекламой… ритуальных услуг. «Нестандартный» рекламный ход придумали в калининградском филиале Военно-мемориальной компании (ВМК). Так и написали: «Ритуальные услуги, в том числе военнослужащим; памятники (участникам ВОВ, боевых действий, пенсионерам МО и других силовых структур за счет бюджета); большой выбор натурального камня; оградки, укладка плитки, уход за могилами и др.».В интервью «Эху Петербурга» директор компании Радик Хусаинов не выразил ни капли смущения по поводу произошедшего. Мол, ничего страшного и циничного, ведь открытки не адресованы никому лично.Пугать людей, прошедших ад и пекло Великой Отечественной войны, конечно же, бесполезно.Страшно память и совесть потерять в погоне за прибылью. А чтобы этого не случилось, святое дело изготовления праздничных открыток и, кстати, конвертов к ним (их тоже нет в продаже), надо взять под государственный контроль и держать на этот «товар» доступную цену, и лучших художников к оформлению привлекать.Может быть, тогда поздравления с Днем Победы перестанут быть «условной ценностью».[b]КСТАТИ[/b][i]По мнению экспертов, коллекционирование открыток входит в моду. Спрос на них растет. Однако на интернет-аукционах мы не нашли ни одного предложения о продаже даже самой завалящей открытки ко Дню Победы. Нашлось лишь несколько открыток к 1 Мая образца 1976 года, да и те по меркам коллекционеров совсем дешевые – по 99 рублей за штуку. По всему видно, что даже первые открытки, выпущенные в СССР ко Дню Победы, не дотягивают до антиквариата и пока являются «условной ценностью».Подавляющее же большинство работ на отечественном рынке филокартии (коллекционирование открыток) стоит от $15 до $200.Несколько лет назад жительница Тулы Анна Алексеевна купила буханку хлеба. В ней она нашла... открытку с поздравлениями по случаю Дня Победы. Столь неожиданному подарку женщина обрадовалась. Тем не менее сообщила о негигиеничном сюрпризе в Отдел по защите прав потребителей. Как выяснилось, хлебопеки из Киреевского района решили таким необычным способом поучаствовать... в ветеранской лотерее.[/i]