В метро – как в музей
[b]Две новые станции Люблинской линии добавят свежих красок в палитру Московского метрополитена.[/b] Ко Дню города, поезда Люблинской линии продолжат путь от «Чкаловской» до «Трубной». Станция «Сретенский бульвар» примет первых пассажиров 4 ноября.Сегодня на «Трубной» уже полностью завершена строительная часть работ, а отделка выполнена на 60 процентов. Идет «начинка» тоннелей, прокладка рельсовых путей, монтаж эскалаторов и всей электромеханики. Стелятся полы геометрического рисунка из гранита, стены одеваются желтовато-бежевым и золотистым мрамором. Его будут перемежать вставки и пилоны зеленого цвета. Их выполнят из змеевика, отделочного камня под малахит.Вход на «Трубную» сооружается рядом с колонной-памятником «Солдатам правопорядка». Подземное пространство станции выполнено в классическом стиле архитектором Владимиром Филипповым. А над ее художественным убранством работает Зураб Церетели.[i][b]Москва – тоже немножко Франция[/b][/i]Президент Российской академии художеств появился перед спуском на «Трубную» в желтой каске и резиновых сапогах. Сапоги, однако, с облегчением снял, надев городские туфли. На станции уже чисто. И это явно обрадовало Церетели, потому что раньше можно будет взяться за монтаж витражей, которые сейчас изготавливаются в его мастерской.– Люблю работать в метро, – поделился с «ВМ» мэтр. – Замечательно было придумано украшать станции мозаиками и скульптурами. Люди едут на работу или по делам, а на самом деле путешествуют по станциям-музеям.[b]– Зураб Константинович, а какие станции вы уже оформили?[/b]– Делал цветные витражи для «Дубровки», для «Петровско-Разумовской» – рельефы из шамота. Моя любимая станция «Парк Победы», торцы которой я украсил эмалями на темы Отечественных войн 1812-го и 1941–1945 годов. «Трубная» – моя четвертая станция, и здесь больше возможностей. Делаю для нее витражи, эмали, ковку.[b]– Слышала, что эмали вы выполняете не только в своем художественном стиле, но и по своей технологии?[/b]– Так и есть. Много изучал монументальные византийские, русские, грузинские и армянские эмали с художественной точки зрения, а французские или лиможские – с точки зренияхимии. Нашел секреты, которые использую в этой технике декоративного искусства.[b]– И что мы увидим на «Трубной»?[/b]– Станция будет богато украшена. Одних витражей делаем 12. Тема оформления – Москва и малые города «Золотого кольца России», по которым любят путешествовать москвичи: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий…Их образы всегда приятно видеть. Скамьи и бра в подземном зале будут оформлены ажурной ковкой. А в переходе на станцию «Цветной бульвар» будет светиться витраж на цирковую тему. Его меня попросили сделать артисты цирка Никулина.[i][b]Магия бульварного кольца[/b][/i]«Сретенский бульвар» – настоящий метровокзал. Как сказал корреспонденту «ВМ» главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков, станция пока будет без входного вестибюля, который только начинают строить. И выходить на улицу пассажиры будут через соседние станции. Но через два-три года у нее появится свой выход.Оформление станции – это связь традиций и новых веяний в искусстве. Таков оригинальный замысел народного художника России Ивана Лубенникова. Он удачно дебютировал в метро, создав мозаику для нового входа на станцию «Маяковская», и, что называется, почувствовал вкус к этой работе.В этом смысле станция досталась Лубенникову очень выгодная. На пересечении трех линий метро она всегда будет многолюдной. И художник задумал оформить ее новаторски – в технике довольно сложного коллажа из полированного черного протравленного металла, который делают в мастерских Комбината декоративного искусства. Получится многоплановое, полифоническое изображение.Вот перед вами ваза, но приглядитесь – в ней перспектива бульвара. Вот вроде бы силуэт пешехода, а на самом деле – ветви деревьев с иллюзией дрожания листвы.– Главную свою задачу, – говорит Лубенников, – вижу в создании абсолютно московского настроения, в передаче поэзии и музыки Бульварного кольца.Все это видно уже на эскизах. Впечатление такое, что метропоезд бесшумно выпорхнул из-под земли и летит по воздуху между кронами деревьев Бульварного кольца. Сейчас будет памятник Грибоедову, потом и Пушкина увидим. Вот знаменитое здание общества «Россия», модерновый ЛУКОЙЛ, дом, украшенный рельефами зверей и птиц возле Чистых прудов…Деревья, небо, фрагменты оград-решеток, пешеходы и птицы отражаются то ли в витринах, то ли в мокрых тротуарах…В многоплановых картинках Лубенникова пассажиры почувствуют обаяние нашего города.[b]ПРЯМАЯ РЕЧЬ[i]Зураб ЦЕРЕТЕЛИ[/b] президент Российской академии художеств:– Я пересмотрел свое отношение к работе в подземных сооружениях. Для меня теперь метро – самый публичный выставочный зал, – признается художник. – Видеть и оценивать мои труды будут миллионы людей каждый день.[/i]