Плата за удовольствие
[b]Высшая награда самого престижного МКФ в мире досталась румынской экзистенциальной драме «4 месяца, 3 недели и 2 дня», снятой режиссером Кристианом Мунджиу. Эта бытовая история происходит в последние годы режима Чаушеску, когда стояние в унылых очередях люди сменили на марши протеста. Действие развивается в студенческом общежитии, где царят жестокие порядки и бедность запустения. Точность выбора деталей в драме соседствует с великолепными диалогами.[/b]Две студентки, одна из которых забеременела, должны провернуть рискованное дельце с нелегальным абортом. Аборты запрещены законом. Если срок беременности до пяти месяцев, то нарушителям грозит тюремное заключение на три года. Если срок больше пяти, то судить будут за убийство. Вынесенный в название румынской картины срок – это возраст зародыша, жизнь которого прерывает при активном содействии подружки и врача-коновала наивная провинциальная барышня. Может быть, поэтому Кристиан Мунджиу так скрупулезно точен в названии.Кстати, имя режиссера, как и современное румынское кино в целом, практически неизвестны в России. А ведь еще недавно картина его соотечественника Кристи Пуи «Смерть господина Лазареску» получила приз программы «Особый взгляд» в Канне-2005. Обе ленты имеют много общего. Они касаются злободневной для Восточной Европы медицинской темы.Их действие протекает почти в реальном времени, а при съемках эффективно использована ручная камера. Бедность показанных в них интерьеров сопровождается сдержанной актерской игрой. Тем не менее исполнительницу роли подружки героини (Анну Марию Маринчу) из фильма Мунджиу многие критики называли претенденткой на «Лучшую женскую роль».Картина Мунджиу снята в документальной манере, она продолжает линию, которую недавно с успехом представляли в Каннах бельгийские братья-режиссеры Дарденны («Дитя»). Как и в фильме «Дитя», в ней поднимается вопрос об ответственности молодых за удовольствия, которые они себе бездумно позволяли.Фильм Мунджиу излишне натуралистичен, он потребовал от молодых актрис немалой отваги при съемках, но ныне европейская (часто снобистская) критика именноот таких фильмов приходит в восторг.Документализм отличает и ленту «Параноид парк» режиссера-гея Гаса Ван Сэнта, получившего на МКФ в Каннах престижную премию, вручаемую только в юбилейные годы. Когда-то этой чести был удостоен великий итальянский режиссер Лукино Висконти за фильм «Смерть в Венеции» (1971) . Интересно, что в первых своих лентах Сэнт тоже разделял романтические порывы своего великого предшественника. Но в своих последних работах («Слон» и «Последние дни») он шел буквально по стопам своих героев, педантично фиксируя их моральный распад. И в фильме «Параноид парк» он, как дотошный анатом, препарирует душевное состояние скейтбордиста, ставшего ненароком причиной гибели человека. Исследование инфантильного сознания молодежи Сэнт начал еще в своих ранних лентах («Аптечный ковбой»). Его герои всегда любят ходить по краю бездны и заглядывать в нее. Когда-то еще философ Фридрих Ницше остроумно заметил, «что если долго смотреться в бездну, то она начинает смотреться в тебя».Жизнь сурова к героям Сэнта, она им все время преподносит неприятные сюрпризы. Но герои Гаса Ван Сэнта не у всех вызывают сочувствие. Его лентам присущи некоторые отстраненность и холодность. Жюри каннского фестиваля, сделав свой выбор, определило тем самым тенденцию развития кинематографа.