Маршрутом героев
[b]Для того чтобы понять, кем были Валерий Чкалов и Михаил Громов для СССР 1930-х годов, достаточно прочитать «Ночной полет» Антуана де Сент-Экзюпери, изданный в 1931 году. Невероятный романтический ореол, который окружал пилотов-рекордсменов в 20–30-х годах прошлого столетия, сравним разве что с «нимбами» первых советских и американских космонавтов.[/b]В 1927 году Чарльз Линдберг «всего лишь» совершил беспосадочный перелет из Сан-Диего в Нью-Йорк, с тихоокеанского побережья США на атлантическое. Этого оказалось достаточно для того, чтобы «никому не известный пилот», как назвал его Сент-Экзюпери, стал не просто национальным героем, а национальным символом.В то же время с начала 1930-х весь мир начал зачитываться романами «последнего романтика» мировой литературы, автора «Маленького принца». Вместе с его героями молодежь умирала от жажды в Сахаре, по ночам собирая воду на брезент, содранный с обшивки разбитого биплана…Молодой советской державе как воздух необходимы были свои великие летчики. И такими суждено было стать Валерию Павловичу Чкалову и Михаилу Михайловичу Громову.Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево Нижегородской области. Учился на токаря, был молотобойцем. В 1921 году он уже слесарь по ремонту самолетов, в 1923 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу, в 1924-м – Московскую школу высшего пилотажа и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Три школы за два года – авиационных асов тогда растили быстро, стране нужны были боевые летчики.Вскоре Чкалов становится сначала летчиком-испытателем НИИ ВВС, затем летчиком-испытателем авиазавода № 39 и ОКБ Н. Н. Поликарпова.Громов родился 24 февраля 1899 года в Твери. Детство и юность провел в Калуге, Ржеве, поселке Лосиноостровский (ныне – в черте Москвы). Учился в МВТУ. В Красной Армии с 1918 года. В том же году окончил Московскую летную школу. В 1934 установил мировой рекорд дальности полета – свыше 12 тыс. км.Летчик, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, в Великую Отечественную войну командовал воздушной армией.Перед войной был назначен начальником Летно-исследовательского института. Поднял в небо и провел испытания многих известных самолетов – По-2, Пе-8, АНТ-9, ТБ-3, АНТ-25.В начале 1930-х годов Нарком обороны Климент Ворошилов произнес историческую фразу: «Кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен». Авиация тех времен стала неотъемлемой частью международного престижа. Рекорды нужны были всем.Но и летчики, которые в какой-то момент становились самыми-самыми, уже не могли без этого жить. Атмосферу тех лет в этой области очень образно передает нашумевший фильм «Авиатор».В 1935 году конструкторское бюро А. Н. Туполева создает самолет АНТ-25 – цельнометаллический моноплан с размахом крыльев 34 метра.В августе 1935 года Герой Советского Союза полярный летчик Сигизмунд Леваневский, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Василий Левченко на этом самолете предприняли попытку беспосадочного перелета по маршруту Москва–Северный полюс –Сан-Франциско. Но из-за неисправности в маслопроводе им пришлось вернуться назад. Однако Георгий Байдуков верил в АНТ-25.Весной 1936 года экипаж в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил перелет по маршруту Москва–Дальний Восток (остов Удд на Камчатке)–Москва, протяженностью 9374 километра.18 июня 1937 года в 4.05 по московскому времени Валерий Чкалов поднимает тяжело нагруженную машину с Щелковского аэродрома. Курс – на север. Учитывая опыт неудачных перелетов, никаких официальных заявлений не делалось. Они просто летели в никуда.В полете у них сломалось все, что могло сломаться: протек маслопровод, замерзла вода в системе охлаждения, вышел из строя секстант, и 25 часов они летели вслепую, даже не «по приборам».Они прошли «пояс недоступности», над которым не летал еще ни один самолет. Потом началось так называемое «фарфоровое» обледенение. Пришлось подняться выше 4000 метров. Кислородных масок у пилотов не было.20 июня в 18.30 по местному времени, пролетев над канадским побережьем Северного Ледовитого океана, АНТ-25 совершил посадку на аэродроме Баракс в Ванкувере. Протяженность перелета составила 8504 километра.12 июля 1937 года на том же АНТ-25 экипаж Михаила Громова установил абсолютный рекорд дальности перелета для того времени – 11 500 километров из одного конца нашей великой страны в другой и обратно.Что это были за люди, которые обладали таким мужеством? В 2006 году Герой России летчик-испытатель Анатолий Квочур и второй пилот, кавалер ордена Мужества Сергеев Коростиев повторили чкаловский беспосадочный перелет на Дальний Восток и обратно на истребителе-перехватчике СУ-30, который совсем не приспособлен для такого рода полетов.Инициатором проекта выступил Международный выставочный холдинг MVK.