Как здорово, что все мы…
[b]В последний предвоенный для царской России год – 1913-й – на покорение Северного полюса были посланы 4 хорошо снаряженные экспедиции. В числе их руководителей – легендарные имена полярников: Седов, Русанов, Брусилов…[/b]На деревянных, с усиленной обшивкой, парусных судах они доходили по свободной воде насколько можно, а затем на собачьих упряжках по льду отправлялись дальше. Ни одна из этих экспедиций не достигла цели, погибли десятки людей… По сравнению с теми условиями, в которых отправлялись к полюсу эти легендарные подвижники, экспедиция Ивана Папанина выглядит просто «прогулкой».Доставили на льдину на самолетах, установили обогреваемую палатку, из ледяных брикетов собрали склады и научные лаборатории и оставили зимовать… «Курорт» да и только! Однако вся мировая общественность признала и продолжает признавать папанинскую экспедицию одним из величайших подвигов ХХ века… Полюс есть полюс. Понятия «полюс», «героика» и «романтика» всегда будут рядом и неотъемлемы друг от друга. И поэтому те, кто сегодня решается на подобную экспедицию, совершают свой подвиг…[b]Вонзил иглу виолончели в земную ось[/b]23 апреля 2007 года экспедиция на самолете АН-74 отправилась в путь по маршруту Москва – Шпицберген – Барнео – Северный полюс. Девять часов лету в одну сторону. «Шпицберген, как ледяная клякса посреди океана, – передают участники с борта самолета, – Лонгиенбрюген – самый северный городок в мире – похож на разноцветные детские кубики».Барнео – самый северный аэропорт в мире, дрейфующий на льдине. Площадку для него каждый раз подбирают из космоса, чтобы лед мог выдержать садящиеся и взлетающие самолеты. Здесь оборудован отель для участников международных полярных экспедиций, работает круглосуточный бар. А биотуалеты такие, как на улицах Москвы – синенькие, пластиковые, без обогрева.Веселая русскоговорящая компания привлекла внимание всего Барнео. Французы, бельгийцы, англичане, японцы с любопытством наблюдали, как «эти сумасшедшие русские» загружают в вертолет ящики с экспонатами полярного музея. Подходили, спрашивали, уважительно кивали… Уважение к памяти, к истории – это однозначно «гуд»… Во всей Европе глубокая ночь, а на полюсе солнце в зените.Всего минус 20° (большую часть года здесь доходит до минус 500). Льдина движется со скоростью 600 метров в час. В силу этого движения географическую точку Северного полюса каждый раз необходимо определять по приборам. Полюс нельзя «застолбить», он у каждой экспедиции свой. В данном случае эту процедуру проводит бывалый полярник Виктор Боярский.Но вот все сделано, и на одной из «макушек планеты» устанавливают две палатки. Одна – точная копия папанинской, вторая – палатка цветов российского флага. В них располагают экспозицию выставки. Белое ледяное пятно полюса раскрашивают в фирменный оранжевый цвет MVK. Звучит гимн России – новый музей открыт и начинает свое шествие по миру.В палатке цветов российского флага виолончелист Денис Шаповалов, ученик великого Мстислава Растроповича, вонзает металлический шпиль своего инструмента прямо в земную ось. Его учитель тоже был когда-то в Арктике, играл для полярников концерт для виолончели под аккомпанемент… баяна. Ученик в прямом смысле пошел дальше своего учителя.Денис устанавливает виолончель, снимает полярную куртку, шапку, поправляет прическу и… совершает свой маленький подвиг. На 25-градусном морозе, на ветру, под защитой только тоненьких стенок палатки звучит «Аве Мария».«Полюс – что-то невероятное! – кричит в трубку кому-то в ночной Москве Алексей Шабуров. – Такая мощная энергетика! Кажется, что мир перевернулся и стал лучше. Все как переродились! Лица светятся, глаза горят!»[b]Со-ло-но-ва-то![/b]Один из участников экспедиции Сергей Мюнх вот так передает свои впечатления от пережитого: «Чересчур холодно, чтобы задумываться об отдыхе на этом ледяном пятачке. Никогда не верилось, что представится такая возможность: вскарабкаться на са-амую макушку земного шара.Взобраться, чтобы потом соскользнуть, будто на санках с ледяной горки. Никаких амбиций, только восхищение! Амбиции забыли на Шпицбергене, чтобы забрать на обратном пути. Стоишь на полуметровой льдине – под ногами четыре с половиной километра Северного Ледовитого океана. Вправо, влево, вокруг на многие тысячи километров практически ни одной живой души… И только твоя душа, вся замерзшая, скукоженная, подавленная и растерянная, тем не менее «гордо реет» парусом над льдиной.Попробовал лечь – и сразу стал частью ледяной массы, ощущая, как волнуется льдина, как дышит, как вздымается ее грудь, раздвигая торосы. Потягивается с хрустом, да так, что от натуги рвется ледяная кожа, обнажая пульсирующие вены безнадежно-изумрудного цвета.Нехотя, метрах в двухстах от нас лопается льдина. Это Арктика отмечает границы дозволенного для нас. Подползли к краю трехметровой трещины, черпаем влагу с жадностью. Со-ло-но-вато! Только усугубляет жажду.Арктика излишне обнажена. Эта нагота слепит и завораживает. А ты покрыт слоями одежды, как репчатый лук. Выглядишь нелепо и не к месту на белой ладошке мира. Пытаешься улыбнуться, а скулы, оказывается, сведены холодным ветром. А солнце яркое, но без малейшего признака тепла. И поэтому бежишь к сердцу экспедиции, к нашим маленьким палаткам, которые стоят, как настоящие памятники посреди вечности. Памятники покорителям Севера.Раньше казалось, что на полюсе должно быть тихо. Но это не так. Ветер играет свою сюиту непрерывно, лед трещит, двигается, дышит…Обратно летели в безмолвии. Вертолет крался на малой высоте, стараясь не разбудить пустоту. Каждый молчал про себя, делаю тишину еще более глубокой.Нас не ждали, но допустили на время и тихо проводили назад. Спасибо за такт!»[i]Москва – Шпицберген – Барнео – Северный полюс – Москва[/i][b]Вперед, на СеверСОВЕТСКО-РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ[/b][b]1929 год[/b]. Известный русский полярный исследователь Владимир Визе в Арктическом институте выдвигает теорию о том, что для качественного исследования процессов, происходящих в Арктике необходимы постоянные полярные станции, которые базировались бы на дрейфующих льдах и вели наблюдение за происходящими там изменениями.Идею с огромным энтузиазмом принимает Отто Шмидт. С этого момента она становится краеугольным камнем его проектов по исследованию арктического пространства.[b]1931 год[/b]. Начинается эпоха трансконтинентальных воздушных перелетов. Они необходимы молодой советской республике со всех точек зрения: геополитической, военной, научно-исследовательской, народно-хозяйственной… В авиационных КБ приступают к разработке проектов самолетов для сверхдальних перелетов.[b]1935 год[/b]. КБ А. Н. Туполева создает самолет АНТ-25 с баками для бензина в крыльях. В августе экипаж под руководством военного летчика Сигизмунда Леваневского делает первую попытку перелететь через Северный полюс в Америку. Попытка оказывается неудачной, самолет возвращается.[b]1936 год[/b]. Весной экипаж в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова совершает перелет по маршруту Москва – Дальний Восток (остов Удд на Камчатке – ныне о. Чкалов) – Москва, протяженностью 9374 километра.[b]1937 год[/b]. Отто Шмидт добивается начала первой арктической экспедиции «СП-1». Предполагается высадить экспедицию в районе Северного полюса на год, в течение которого она будет собирать научные данные по широкому кругу параметров атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии. В состав экспедиции вошли Иван Папанин, Евгений Федоров, Петр Ширшов и Эрнст Кренкель. Координация и общее руководство поручены Отто Шмидту.- 22 марта пять грузовых самолетов вылетают из Москвы и начинают переброску оборудования и людей в район Нарьян-Мара и острова Рудольфа.- 21 мая в 11.35 флагманский самолет под управлением командира летного отряда, Героя Советского Союза Михаила Водопьянова опустился на лед в 20 километрах от географической точки Северного полюса. Последний самолет с оборудованием приземлился 5 июня.- 6 июня над полюсом подняты флаг СССР, флаг Главсевморпути и полотнище с портретом Сталина. После этого самолеты улетают на Большую землю. На льдине осталась четверка исследователей с палаткой для жизни и работы, двумя радиостанциями, мастерской, метеорологической будкой, складами, сооруженными из кусков льда.- 18 июня в 4.05 по московскому времени Валерий Чкалов поднимает АНТ-25 и берет курс на север. Учитывая опыт неудачных перелетов, никаких официальных заявлений не делается. 20 июня в 18.30 по местному времени самолет совершает посадку на аэродроме «Баракс» в Ванкувере. Протяженность перелета составила 8504 километра.- 12 июля 1937 года на том же АНТ-25 экипаж Михаила Громова устанавливает абсолютный рекорд дальности перелета для того времени – 11 500 километров из одного конца страны в другой и обратно.[b]1938 год[/b]. 19 февраля ледоколы «Таймыр» и «Мурман» снимают полярников «СП-1» со льдины в Гренландском море. За 274 дня экспедиции льдина в общей сложности прошла более 2500 километров.- 15 марта. Папанинцы доставлены в Ленинград. Научные результаты, полученные во время уникального дрейфа, получили очень высокую оценку научного сообщества. Участникам присвоены научные степени.[b]1945 год[/b]. В честь победы во Второй Мировой войне советские и американские летчики совершают ряд беспосадочных перелетов через Северный полюс, а также осуществляют ряд плановых посадок на северную «макушку» планеты.[b]1950 год[/b]. Академия наук СССР представляет в Политбюро доклад, их которого следует, что систематическое исследование Арктики возможно только с помощью постоянно действующих дрейфующих станций.Арктика рассматривается как вероятный плацдарм будущих военных действий между СССР и Западом.- 31 марта в обстановке строжайшей секретности в районе Полюса относительной недоступности высаживается экспедиция «СП-2», которая в секретных документах проходит под кодовым названием «Точка-36». Руководитель – легендарный полярник Михаил Сомов (на фото). Многие данные о результатах этой экспедиции засекречены до сих пор.[b]1951–1981 годы[/b]. Станции «СП» высаживаются в район Северного полюса регулярно. Последняя советская станция значится под номером «31».[b]2003 год[/b]. Возобновляется практика ежегодных полярных станций. На торжественное открытие «СП-32» прилетают высшие государственные деятели России, по телефону полярников поздравляет президент Владимир Путин.[b]2006 год[/b]. По инициативе Международного выставочного комплекса MVK герой России летчик-испытатель Анатолий Квочур и второй пилот, кавалер ордена Мужества Сергей Коростиев повторили чкаловский беспосадочный перелет на Дальний Восток и обратно на истребителе-перехватчике СУ-30.[b]2007 год[/b]. В России идет подготовка к 35-й полярной экспедиции «СП-35».- 23 апреля на Северный полюс высаживается экспедиция MVK и открывает музей, экспозиция которого посвящена важнейшим событиям в истории освоения Арктики.История продолжается.[i][b]Участники экспедиции отвечают на вопрос «Что дал вам Северный полюс?»[/i]Сергей ПУШКАРЕВ,арт-директор дизайнерского бюро «ДЖЕМБЭНД»:[/b]Все, что дал мне Северный полюс, – чувствую внутри. Формирование Севера. Он показал свой характер. Когда мы приехали, он улыбнулся нам, подарил теплую погоду, свет, и я понял, что у нас будет все отлично.[b]Александр КВАСНИКОВ,заместитель генерального директора ЗАО «МВК»:[/b]Очень интересно, очень красиво. Север может говорить со мной, и я могу. Север дал очередное единение команды. Я однозначно в ней уверен. Монтаж экспозиции, по-моему, так легко и весело еще не проходил ни на одной выставке MVК.[b]Виктор КАРТАШЕВ,генеральный директор ООО «БИТИМ» торговый знак «ТЕКОН»:[/b]Никто бы по одиночке из нас на полюсе не оказался, и не смог бы там ни дня пробыть. Хотя это и просто, но стало открытием. Коллектив – это жизнь.Для себя я открыл непонятное ощущение силы природы. Что мы есть по сравнению с этой стихией? Находясь на суше, всяким мелочам ты не придаешь значения, а здесь они становятся жизненно важными. Когда мы вышли из самолета, приземлившегося на льдину, казалось, что все абсолютно так же, как в обычной жизни, только немножко холодней. А когда на следующий день прямо на глазах треснула и разошлась льдина, как-то сразу стало немного не по себе. Вот тут то мгновенно и осознаешь собственную мизерность по сравнению с силами природы.[b]Андрей ЛАПШИН,президент MVK:[/b]Мне кажется, если бы не было такого чистого белого снега, такого голубого неба и синего океана, то все это, наверное, нужно было бы создать. Пусть он остается таким же девственным, таким же непокоренным, таким же зовущим и интригующим. Это то немногое, что можно сказать об этом удивительном Северном полюсе.[b]Владимир ТИТОВ,генеральный директор Центра международной торговли Екатеринбург и Атриум Палас Отеля:[/b]Я получил незабываемое ощущение свободы и пространства. Я согласился участвовать в проекте, не раздумывая ни минуты. Я понимал, что такой шанс дается только один раз в жизни и безгранично рад, что нам удалось покорить Северный полюс.Проекты Алексея Шабурова действительно очень оригинальны, и они не сравнимы ни с чем. Многие компании в России по своим финансовым возможностям могут перевернутьвесь мир, однако этого никто не делает. А здесь совершенно иной менталитет – другой, положительный, энергетически мощный взгляд на нашу страну, ее историю.[b]Людмила КУЛАНИНА,помощник А. Ю. Шабурова:[/b]Сколько было на Северном полюсе красивых, добрых, теплых, открытых взаимодействий в команде! Все очень устали. Только в самолет и – и все, как по команде заняли любимую позу сна.Настроение приподнято-спокойное, с чувством любви к огромному пространству. Сам факт – побыть с самим собой наедине, услышать и почувствовать себя, посмотреть себе глаза в глаза – я испытала на себе бесконечное пространство и открытость чувств. Север – это красиво, это стихия, чистота, сильная мотивация к жизни! Север – это синтез сердца и ителлекта. Он содействует подъему жизни, зажигая стремление сменить обыденность на светлые и высокие цели.[b]Счастливого «плавания»[i]Юрий РОСЛЯК, первый заместитель мэра Москвы:[/b]«Оригинальность идеи открытия полярного музея на Северном полюсе подкупает нестандартностью мышления организаторов, умением по-новому подойти к популяризации необходимых каждому из нас, но как бы набивших оскомину от частого употребления понятий: мужества и доблести, силы воли, умения преодолевать трудности, доброты и надежности. Не всегда жизнь – это бизнес, но всегда бизнес – это жизнь.По-настоящему деловыми и успешными становятся лишь те, кто умеет принимать решения, брать на себя ответственность, в нужные моменты идти на риск, а иногда и проявлять разумную осторожность. Именно такими были и остаются герои-исследователи Севера. Именно таким должен быть и современный предприниматель, который даже в самой отчаянной ситуации не теряет хладнокровия, собранности, готовности к действию и, конечно же, чувства юмора.От себя лично и от правительства Москвы я желаю успехов участникам проекта в осуществлении задуманных глобальных планов.Желаю, чтобы музей сплотил вокруг себя старых и новых друзей и партнеров».[/i]