Карты, деньги, дураки
[b]После «Водителя для Веры» Павел Чухрай внезапно сделал странный зигзаг в сторону русской литературы ХIХ века. Точнее – Николая Гоголя. Еще точнее – его знаменитой пьесы «Игроки» о русских карточных шулерах прошлого века, веселых и беспощадных.[/b]Именно таким мы помним тот яркий спектакль, поставленный Олегом Меньшиковым со товарищи – блистательно остроумным, феерически динамичным. Помнится, меньшиковские «Игроки» объездили полстраны – один из спектаклей автор этих строк наблюдал в заснеженном Сургуте.Причем и зрители, и актеры разместились на сцене – так режиссер пытался приблизить к нам далекие коллизии русского общества позапрошлого века… Но если там витал дух великого писателя в его чистом, без примесей виде – смех, от которого хотелось рыдать, слезы, переходящие в хохот, то трансформированные Чухраем «Игроки» в «Русскую игру» – совсем другая история. Режиссер подвинул Гоголя и ввел в интригу иностранца – итальянского карточного шулера высшего пилотажа Лукино Форца. Заставил его бегать от кредиторов, настигающих его в самый интимный момент (в постели с блудницей) и заставляющих подписывать все эти мерзкие закладные. Задумано так: если герой до определенного срока не соберет всю долговую сумму, в Италии его будет ждать тюрьма.И вот Форца (причем его играет настоящий итальянец – Джулиано Ди Капуа, очень фактурный артист) отправляется в «страну дураков» – Россию. Только там он может выиграть огромные деньги, чтобы расплатиться с долгами. Ему дают на это неделю.Дальше Чухрай вспоминает-таки про Гоголя, русскую тройку, грязь постоялых дворов и нравственный закон внутри героев. Точнее, его полное отсутствие.Воплощением мирского зла служит нелепая троица – Гармаш. Маковецкий и Мерзликин, которые играют шулеров Швохнева, Кугеля и Утешительного. Впрочем, не играют, а скорее, переигрывают, хлопоча лицом изо всех сил. Кривляются, бегают, суетятся, чтобы сдвинуть буксующий сюжет – потому как делать им абсолютно нечего.Впрочем, более-менее живым и обаятельным получился аферист у Мерзликина, комикующего на грани фола… Появится на горизонте и убогий помещик Глов, и его сын Александр, через которых, как вы помните, герой получит не деньги, а большие проблемы. Будут мелькать в кадре и векселя, и вкусные ассигнации, и крапленые колоды… И все это на фоне картонных декораций и темного кадра.Нам предлагается повосхищаться соотечественниками, умывшими европейского афериста. Конечно, мы патриоты. Но не до такой же степени… Ни гоголевской глубины, ни широты, ни сарказма, ни трагизма, тем более демонизма «мелких бесов» эпохи... Просто провинциальный анекдот – и даже не очень смешной. Снятый явно на скорую руку – как слепленная «из того, что было» антреприза, главная задача которой – облапошить зрителя из «страны дураков». Самое загадочное и забавное в этой истории то, что этот полуфабрикат получил высшую награду выборгского фестиваля-междусобойчика «Окно в Европу»…Видимо, в Европе гордиться нам больше нечем…