Домой, на чужбину
[b]Восемь фильмов Конрада Вольфа, представленные в его ретроспективе на фестивале, – и много, и мало. Много – потому что здесь его самые знаменитые ленты: «Мне было девятнадцать», «Искатели солнца», «Профессор Малок, «Мама, я жив», «Соло Санни». Мало – потому как невозможно вместить яркую жизнь этого талантливого человека в узкие фестивальные рамки.[/b]У него было две родины – та, где он родился и та, где он вырос. Вот почему авторы ретроспективы назвали ее просто: «Возвращение домой на чужбину». Его семья эмигрировала из Германии, когда Конраду было девять лет. И затем – долгие годы жизни и работы в Советском Союзе. Там он впервые снялся в кино – кстати, в возрасте десяти лет в фильме «Борцы» Густава фон Вангенхайма. Там встал в ряды Красной Армии – как переводчик и агитатор политодела 47-й армии. Там, наконец, закончил ВГИК и уже в 1951 году ассистировал режиссеру…Обо всем этом говорили соратники и родные Вольфа, приехавшие в Москву на открытие ретроспективы. Сценарист Вольфганг Кольхаазе отметил, что в 1945 году 19-летнему Вольфу удалось стать германским режиссером в меньшей части разделенной страны – там, где от кино многого ожидали. Но и боялись. Брат режиссера, знаменитый разведчик Маркус Вольф вспомнил детские годы, совместные игры с братом, близость их мировоззрений, интерес Вольфа к «подвигу разведчика». Он заметил, что сердце Вольфа, несмотря ни на что, всегда оставалось в Москве. Не случайно местом действия книги Маркуса Вольфа «Тройка», задуманной братом в форме фильма, должна была стать именно Москва.– Культурная память о прошлом, – сказал программный директор ММКФ Кирилл Разлогов, – абсолютно необходимая часть фестиваля, даже самого современного. Открывать старое порой интересней, чем открывать новое.А ведь так. Откройте для себя фильмы Вольфа – там пища для ума и сердца.