Почему «Маяковка» плачет?
[i]Станция метро «Маяковская» доживает последние дни! «Маяковке» грозит потоп, грунтовые воды точат несущие конструкции, гибнет облицовка подземного дворца… Москва полна слухов и пересудов. И, по крайней мере, те тысячи москвичей, которые ежедневно пользуются «зеленой линией» или входят-выходят из подземки на Триумфальной площади, этим нелепым слухам почти верят...[/i]Слухи и домыслы об аварийном состоянии одной из самых старых и любимых москвичами станций метро привели к тому, что некоторые пассажиры признаются в разговорах с репортерами, что им стало «страшновато спускаться» в эту глубокую станцию, построенную 67 лет назад, еще при наших бабушках и дедушках...Как же обстоят дела на «Маяковке» на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент «Вечерки» встретился с главным архитектором «Метрогипротранса» [b]Николаем ШУМАКОВЫМ.[/b]Станция «Маяковская», по его словам, рассчитана на 200–300 лет безаварийной эксплуатации. Безопасность ее гарантирована, а мнения об аварийном состоянии подземного дворца – просто домыслы досужих непрофессионалов. Несущая способность конструкций «Маяковки» не потеряна на сегодняшний день ни на йоту.[b]– Вот вы утверждаете, что все хорошо, а пассажиров пугает вода, которая просачивается на станцию. Разве она не может «проесть» ржавчиной стальные конструкции или хлынуть в метро? [/b]– Это исключено, хотя гидрологический режим здесь сложен, и вода действительно просачивается. В той или иной степени это происходит абсолютно во всех подземных сооружениях Москвы. Вода всегда путь найдет! Просто в одном месте объем откачки составляет ведро воды в сутки, в другом – цистерну.Но этот процесс идет везде! «Маяковская», о которой идет речь, была в числе первых глубоких станций Московского метро после «Красных Ворот» и «Дзержинской» (нынешней «Лубянки»). Практических наработок у метростроителей тогда еще не было, шли на ощупь. Это только позднее на станциях появились водоотводящие «зонты». Вода по ним стекает в желобки, отводится в лотки и идет на перекачку. А «Маяковская» осталась без такого «зонта», а потому «плачет». Вода внутрь станции попадает, но это ни в коей мере не влияет на прочность конструкций и всего сооружения.И тем не менее специалисты не дремлют. Уже давно задумано решить проблему водоотвода. Скоро начнется реставрация этой станции, и тогда ее укроют «зонтом», сделают то, чего не сделали в 1938 году.[b]– Почему же реставрацию не начали раньше? Денег, как всегда, не было?[/b] – Дело не только в деньгах. Заметные протечки начались более 10 лет назад. Сделали вскрытие облицовки и поняли: нужно устраивать сложную систему водоотвода. А для этого придется раскрывать большие пространства станции. Более того, обязательно нужно закрыть основной вестибюль и поменять эскалатор. Ведь он здесь стоит с самого начала! Ни одна машина столько работать не может… В результате все свелось к тому, что правительство Москвы приняло решение о сооружении второго выхода из «Маяковской». Иначе невозможно было начать сооружение водоотвода и реставрацию станции. Выход должен быть открыт 3 сентября, накануне Дня города. А потом сразу же начнется реставрация. Делать ее будут без закрытия станции для пассажиров.[b]– Какие же мы наивные! Когда узнали, что принято решение о втором выходе, все решили, что это только для удобства пассажиров… Вот, говорили, на станции «ВДНХ» сделали второй выход, и как удобно стало тем, кто едет в Останкино. Столько же удобств будет на «Маяковке»… А оказывается, все дело в технических проблемах? [/b]– Одно неотрывно от другого. И проблемы безопасности могут быть одновременно проблемами комфорта… [b]– Работы на уникальной станции потребуют уникальных материалов. А ведь вроде бы камень орлец, которым были отделаны колонны, больше не добывается…[/b] – С этим камнем особая история. Ходила легенда, что орлец, или родонит, достать невозможно. Это действительно очень дорогой поделочный камень. Сопоставим по цене с ценой сусального золота. Но метрополитен ради «Маяковской» пошел на расходы: сделал заказ «Уралгеопрому». Эта солидная контора в Челябинске кинула клич по камнедобывающим карьерам Южного и Среднего Урала. Родонит – сопутствующий камень, залегает вкраплениями в граните или мраморе, встречается этакими булыжинами размером 20 на 20 сантиметров. Сейчас «Уралгеопром» уже накопил у себя примерно 30 или даже 50 процентов родонита, необходимого для нашей станции.Вряд ли где-нибудь еще в мире метро отделывают таким дорогим камнем! Когда у нас строили первые станции, провозгласили принцип «Метро – дворец для народа». Но денег на настоящие дворцы не хватало, а поэтому стены «временно» облицовывали метлахскими плитками, полы покрывали асфальтом, что противоречило всем пожарным нормам. Потом плитки постепенно заменили мрамором, асфальт – гранитом. Как быть теперь, если реставрация памятника требует «воссоздания его в первоначальном виде»? Глупо же возвращаться к туалетной плитке! Автором станций «Маяковская», «Кропоткинская», «Автозаводская» был архитектор Алексей Душкин. Он сумел сделать их на удивление воздушными и легкими. Это какой-то взлет из-под земли! И я вспоминаю, как радовался Алексей Николаевич, когда на «Кропоткинской» вместо асфальта он смог настелить гранит. Ни один автор не будет желать горя своему объекту, а плохой материал – это и есть горе. На «Маяковской» пол изначально выстелен мрамором, но этот камень очень быстро истирается, уже дважды был заменен. Теперь мы идем на то, чтобы сделать пол гранитным. Ищут камень не только у нас, но и в Италии, в других местах. Вчера смотрел пробный участок. От души отлегло. Великолепно получается. Орнамент и замысел Душкина будут повторены лучшим образом. Мы пришли к тому, чтобы на всех станциях метро полы сделать гранитными. Ведь там, где гранит был настелен 70 лет назад, он совсем не износился.Нужно знать, что такое Московское метро! Оно пропускает через себя каждый день 10 миллионов пассажиров – больше, чем любой другой метрополитен планеты. А потому – только гранит! Он избавляет нас и наших потомков от проблем на сотни лет. А мрамор и асфальт – абсолютно бесполезная трата денег.[b]– На потолках станции 36 мозаик Дейнеки. Их тоже будут реставрировать?[/b] – Как и все остальное. К счастью, там мало утрат. Их восполнят, панно промоют. И пусть облака с аэропланами, парашютами плывут дальше. В ходе работ придется «раздеть» колонны, чтобы установить в них водоотводящие трубки. Значит, и полированную нержавеющую сталь заменим.Нержавейка здесь – ключевой момент. На Московском механическом заводе № 3 сделали вальцы для ее профилирования. А декоративные элементы в зоне куполов – «звездочки», «серпики-молоты» и прочее – отливаются на заводе Метростроя в Черкизове… [b]НА ФОТО 1: [/b][i]Создатели мозаики, которая украсит новый выход станции «Маяковская», не хотят ни в чем уступать Дейнеке[/i][b]НА ФОТО 2: [/b][i]Протечки, которые уродуют потолок «Маяковки», скоро исчезнут [/i]