ДМИТРИЙ БРЯНЦЕВ: Я ДОЛЖЕН БЫЛ СТАТЬ ЛЕТЧИКОМ
[i]Дмитрий Александрович Брянцев — один из самых известных балетных людей в России. Много лет руководит балетной труппой Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича– Данченко. Недавно Брянцев открыл свой собственный балетный театр хореографических миниатюр под названием «ENTERDANCE» («Открытый танец»). Театр открылся балетом «Призрачный бал» на музыку Шопена, который тут же признали лучшим балетом, поставленным в Москве за последние 25 лет. Единственное, чего я себе желаю, — не здоровья, нет: счастливого случая. Ведь на «Титанике» было много людей здоровых, но не было счастливого случая.[/i][b]— Дмитрий Александрович, почему вдруг вы открыли свой театр? [/b]— Ну, это не вдруг. Эта идея у меня была всегда. Малые формы – одноактные балеты и хореографические миниатюры — самое естественное состояние для балета (они не нуждаются в сюжетах), но, к сожалению, наша публика к ним не приучена.[b]— Что вам интереснее ставить — классику или модерн? [/b]— Меня может вдохновить все, что угодно. Услышал, например, музыку Питера Габриела, музыка понравилась, и потом долго мучился – что же поставить? И поставил «Саломею». Никакой системы. Или вдруг проснулся — и осенило. А иногда работаешь с утра до ночи — и все по нулям. Туп, как сибирский валенок, понимаешь, что надо с этим завязывать, что твоя профессия — другая!! [b]— ?? [/b]— Кабинет главного балетмейстера – далеко не арсенал положительных эмоций. Сюда прибегают с криками: «Помоги! Спаси! Сделай! Реши!» Жуткие стрессы, дикое напряжение, раздражение… Часто говорят, что с творческими людьми очень сложно общаться, что они неуравновешенные, что их всех надо сразу сажать в дурдом. А все безумно просто. У них просто результат работы выходит не такой, как они ожидали! Внутри у них красота несказанная, а снаружи что-то не получается. Вот и начинается — неудовлетворенность, нервы. А все думают: «Ох, он ко мне плохо относится!» Да ни к кому он плохо не относится – он к себе плохо относится! [b]— Как вы строите взаимоотношения в труппе? [/b]— Безусловно, все наши актеры – люди талантливые от Бога. Есть, правда, два-три исключения, но о них говорить не буду. В конечном итоге они уйдут из театра или в бизнес, или еще куда-нибудь. Например, один парень у меня начал прекрасно делать кухни – столярить. Зарабатывает хорошие деньги и, говорят, нарасхват. А другая — ест, пьет, красивая сидит, жизнь из нее прет, к ней подойти страшно! Я ей говорю: «Что ты мне и себе нервы мотаешь? Иди отсюда — что ты глотаешь пыль за эти копейки? Это — не твое!» Она и ушла. И стала работать кассиршей и радоваться жизни. Каждый артист — это штучка! Когда все хорошо, когда у них все получается — они замечательны. И они страшны, когда ты что-то делаешь поперек. Они тут же вцепляются в твое горло мертвой хваткой — потому что ты не даешь им сейчас того, чего им ХОЧЕТСЯ! Потому что они привыкли удовлетворять себя абсолютно во всем — в жизни, в сексе, в выпитом, в съеденном, в выкуренном, в творчестве — это и есть богемное начало.[b]— Вы своих артистов ругаете? [/b]— Так могу отгрохотать, что мало не покажется. Просто когда ты грохочешь, нельзя никого унижать при всех. Ты можешь на всю труппу ругаться, но человека унижать нельзя. Хотя, в принципе, если один на один, да еще с мужиком, я могу ему всыпать, да так, что шерсть полетит. Любовь с ненавистью очень близки. Любишь, любишь, а он вошел, да как брякнул что-то у тебя в кабинете, и у тебя в глазах потемнело. И тут же: «Убью, урод!!!» Потом успокаиваешься, понимаешь — почему он так поступил. Ты же понимаешь, что он интригует только для того, чтобы получить в творчестве вот это. Он же не из-за колбасы! Он хочет больше в творчестве! [b]— Знаю, что вы рано занялись танцем.[/b]— Танцами меня заразили еще в детстве, в пионерском лагере. Педагог сказал: «Давай-ка я поставлю эту мазурку на тебя». Меня нельзя хвалить, это мне противопоказано. А она меня похвалила. И я тут же заболел танцами.Поступил в хореографическое училище практически без всякой протекции. И начал учиться, и через три дня понял, что это совершенно не моя профессия. Поставили лицом к стенке, дали в руки палку и сказали: «Тяни ноги», — а на фига мне это надо! Мне говорят: «Ты же так хотел на сцену!». Я говорю: «Я думал, так и будет. А тут совсем другое». Так начались мои мучения.По распределению попал в Москву, в труппу Игоря Моисеева «Молодой балет». У нас был придворный ансамбль при Министерстве культуры СССР. Мы размещались на четвертом этаже, а на третьем было балетмейстерское отделение. Я все время бегал вниз и подрабатывал там — мы же были нищие. Потом декан увидел: там, где танцует Брянцев, вроде как интереснее. Он мне и предложил: «Поступай-ка к нам на балетмейстерское». Меня взяли, три раза выгоняли (меня отовсюду по три раза выгоняли) — за профнепригодность и хулиганство. Хулиганства, конечно, не было, но я поссорился с руководителем коллектива Ждановым. Но чтобы выгнать с четвертого курса института – надо было бы по крайней мере взорвать Мавзолей.Остался.[b]— Вы живете в гармонии с собой? [/b]— Я живу как живу. Но огромное количество людей это раздражает, потому что я живу достаточно независимо. Единственное, чего я себе желаю — не здоровья, нет: счастливого случая. Ведь на «Титанике» было много людей здоровых, но не было счастливого случая.[b]— Впечатление, что ваше творчество очень оптимистично — с непременным хэппи-эндом? [/b]— Сейчас я собираюсь ставить «Бэмби». Можно было бы сделать достаточно сексуальную историю с убийствами, с отстрелом, с издевательствами охотников, но я не хочу этого. Я хочу, чтобы дети пришли и увидели, что никого не убивают. Чтобы при виде опутанного сетями оленя мама могла сказать ребенку, что оленя уводят в зоопарк. У него все равно будет чувство трагедии, ведь Бэмби остается один. Но не с кровью в песок. Посмотрите наше ТВ: все друг друга мочат со страшной силой.[b]— А у вас есть дети? [/b]— Вот недавно родился Ванька. Сейчас ему восемь месяцев.[b]— Вы бы хотели, чтобы он пошел по вашим стопам? [/b]— Я бы не хотел, чтобы он занимался балетом. Он должен обладать сумасшедшим талантом, чтобы стать кем-то, либо не заниматься этим вообще. Я до той поры, пока меня не отдали в хореографическое училище, всем говорил, что буду только летчиком. И если бы это зависело от меня – я бы стал только летчиком. У меня не было альтернативы.[b]— Как вы воспитываете своего Ваньку? [/b]— Я бы хотел, чтобы он родился лет на тридцать раньше. Тогда я бы точно знал, что делать. Сейчас — нет. Ему 8 месяцев, а у меня в театре 18-летние артисты! Ваня пока, как таракан, становится на четвереньки и бежит. Раз! — смотрю у него уже электрический провод во рту! У него еще только два зуба, но я уже не успеваю за ним! Но меня не это, честно говоря, пугает. С ним я рано или поздно договорюсь. Меня волнует другое. СПИД, та же наркота. Изолировать от общества ребенка нельзя! Я покурил марихуану впервые, когда мне было 18 лет в зимнем лагере училища, — кто–то притащил ее на танцы. Вонища! Противно! Я разозлился: «Да пропадите вы все пропадом с этой гадостью!» И все.[b]— Как вы думаете, почему наши политики так любят посещать балетные спектакли? [/b]— Они ведь балет не любят. Им просто надо по имиджу иметь какое-то отношение к классическому искусству. Идти на симфонию Малера — еще, не дай бог, заснешь невзначай. Идти слушать оперу – ну совсем тоска зеленая. А тут вроде и голенькие, и бегают все, веселятся, ну может, не веселятся, но какой-то калейдоскоп перед глазками, а в то же самое время и музыка серьезная. «Лебединое озеро». Чайковский! Классика! Балет для них эмоционален, доступен, сексуален. Политики же в этом отношении тупые. У них весь секс ушел в политику, как у бизнесменов – весь секс уходит в деньги.[b]— В каком возрасте впервые нужно отводить ребенка на балет? [/b]— Балет балету рознь. Смешно, конечно, его вести в два года. Надо вести в тот момент, когда он уже становится управляемым и не будет орать на весь зал: «Ой, мама, смотри!» Он уже должен понимать, что идет в общественное место. Я с ужасом вспоминаю эти коллективные походы в театр классом — все болтают, бегают, шуршат фантиками. Другое дело, например, с мамой.[b]— Скажите, вас вдохновляет любовь к женщине? [/b]— Я уже вырос из того состояния, когда то, что происходит, называют любовью. Любовь — это когда ты добр и готов все что угодно сделать для другого человека. У нас считается: если мы кого-то любим, то нужно узурпировать этого человека, подчинить, заставить. Но то, что многие называют любовью, — это просто секс. Когда секс перестает владеть вами, начинаются кухонные разборки.[b]— А что надо делать, чтобы сковородки не вытеснили любовь? [/b]— Любовь убить нельзя! Можно убить похоть, влечение, но если во мне есть любовь, то как вы можете ее убить во мне? Вот, например, любимая говорит: «Ты знаешь, ты прости меня. Но у меня появился Вася. Я не знаю, что делать». Я спрашиваю: «Тебе с ним хорошо? Если хорошо — иди к Васе. А если тебе станет с ним плохо, то я тебя всегда буду ждать обратно»... Если бы я ее не любил, я бы так не сказал. Это — любовь. А когда так: «Где была? У Васи? Щас я тебе!!!» — «Что??? Да ты мне???» И начинается «Дежурная часть». Вот и все.[b]— А что для вас важнее — любить самому или быть любимым? [/b]— У меня были разные периоды. Слова: «Я самодостаточный, мне никто не нужен» — чушь. Если тебе никто не нужен, наступает смерть.[b]— Что вы еще любите в этой жизни кроме балета? [/b]— Лошадей, горные лыжи, рыбалку, подводную охоту. И еще теннис.[b]— Какой самый главный поступок вы совершили в жизни? [/b]— Бросил курить. 12 лет тому назад. А до этого курил по две пачки в день. Рожденные слепыми никогда не курят. Знаете почему? Потому что они не хотят кислогорькую гадость брать в рот. Люди курят не потому, что им нужен никотин. А потому, что срабатывает рефлекс ритуального действия — достал сигарету, зажег, выпустил дым. Руки чем-то заняты, глаза и голова тоже. Я от этого отвык.[b]— Можно считать, что вы человек без вредных привычек? [/b]— Иногда я позволяю себе покурить сигару. Это бывает раза два в месяц, когда приходят друзья.Но я не курю взатяжку.