Главное
Истории
Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

СТРАННАЯ ЖИЗНЬ АЛКОГОЛЯ В РОССИИ

Происшествия
СТРАННАЯ ЖИЗНЬ АЛКОГОЛЯ В РОССИИ

[b]1901-й: ШАПКИ ДОЛОЙ! Сто лет назад российских покупателей обязали снимать шапки при входе в винную лавку [/b][i]Это было лишь одним из нововведений, связанных с установлением 1 июля 1901 года казенной винной монополии. Такого количества мертвецки пьяных москвичей город не видел, вероятно, со времен своего основания.[/i]30 июня 1901-го все московские кабаки были буквально завалены мертвецки упившимися обывателями.Хозяева продавали водку и разные наливки со скидкой чуть ли не 60 процентов, и выпивохи буквально сметали с прилавков любую мерзость – лишь бы ее можно было пить! Полиция не вмешивалась и оставляла неподвижные тела лежать там, где их застала полная отключка. Блюстители порядка «понимали» заботы москвичей, ведь со следующего дня вводилась казенная винная монополия!..«Хмельные деньги» издавна были основой доходной части бюджета российского государства. Но монопольная система родилась трудами министра финансов С. Ю. Витте, который еще в 1893 году подал записку на имя государя с предложением заменить водочный акциз государственной винной монополией, поставить этот высокодоходный промысел полностью под контроль казны.Новую систему вводили постепенно. Первыми подопытными кроликами стали четыре заволжские губернии: Самарская, Уфимская, Оренбургская и Пермская. Закон предусматривал продажу спирта, водки и вина исключительно казной. Частники покупали эти напитки оптом по ценам, устанавливаемым министерством финансов.Нововведение больно ударило по многим знаменитым на всю страну производителям. С введением «монополии» прекратила свою деятельность знаменитая «вдова Попова», а часть заводчиков – Смирнов, Шустов и другие — ограничили свою деятельность выделкой исключительно специальных водок: «горькой», «рябиновки» и т.п. В новые условия были поставлены и питейные заведения. В подавляющем большинстве им разрешалось продавать только казенную водку, причем в запечатанной посуде и без наценки! Многие мелкие рестораны и трактиры этого выдержать не могли и быстро переориентировались в пивные… В Москве и Московской губернии действие монополии началось с 1 июля 1901 года. День этот пришелся на воскресенье и «казенки» открылись в 12 часов дня. Но уже с утра у дверей винных лавок толпились жаждущие похмелиться и просто любопытные. Последних, как говорили, было больше. Толпы народа запрудили московские улицы. Но порядок был образцовый: даже обитатели знаменитой Хитровки, словно осознавая торжественность момента, вели себя тихо и подчинялись установленному полицией порядку. Все ждали. Газетчики острили по поводу эпохального события: Преинтересную картинку Явила в этот день Москва, Повсюду слышались слова Про монопольную новинку.Стоял у винных лавок «хвост», Но все прошло без инцидента… Москвич с утра уж занят пост И ждал великого момента… Перед входом в винные лавки, вскоре окрещенные в народе «монопольками», висел государственный герб – непьющий двуглавый орел с коронами. Выбор на прилавках был небогат: «столовое вино» высшей очистки (нынешняя водка) и «просто очищенное». Последнее и пользовалось наибольшим успехом у покупателей ввиду своей дешевизны. Зато тара была самая разнообразная! Лучше всего расходились «двухсотки», которые в тот же день окрестили «жуликами» и «мерзавчиками».Относительно качества водки, производимой на частных и казенных заводах, мнение было единодушным: у частников она была лучше! Известный в ту пору общественный деятель доктор М. Глубоковский, попробовав все сорта продававшейся водки, был откровенен: «Относительно «жуликов» и «мерзавчиков», вообще народной водки, могу сказать, что хотя и пил ее, но с отвращением… После нескольких опытов меня чуть не стошнило…» В первый день «монополии» пьяных в городе было мало: в полицейские участки было доставлено «всего» 149 человек.Но чуть ли не на следующий день было найдено народное «противоядие» монополии: у входа в винную лавку появились «промышленники», предлагавшие жаждущим стаканы и закуску, чтобы те могли выпить, не отходя от магазина. В уплату требовали пустую посуду, залоговая цена которой была чуть ли не половина от цены содержимого «мерзавчика»! Полиция среагировала мгновенно: городовые должны были не только «гонять» благодетелей, но и проверять качество закуски, что те с удовольствием и делали… И еще одно нововведение не понравилось москвичам. Один из параграфов Обязательных постановлений гласил, что покупатели обязаны, входя в винную лавку, снимать шапки! Виной тому были, очевидно, государственные гербы, установленные над дверью «монопольки». Таким образом, законом винная лавка была приравнена к церкви! На этой почве случались и неприятности. Некоего Горячева задержали и, предъявив обвинение в неуважении к закону, отправили к мировому судье. Тот, однако, не нашел в неснятой шапке состава преступления и оправдал нарушителя. Дело перенесли в высшую инстанцию – съезд мировых судей, но и он нашел постановление правительства незаконным. Однако, на практике покупателя, не снявшего шапку у входа в винную лавку, могли не обслуживать, а бежать к мировому в тот момент, когда у тебя, как говорится, «горят трубы» был способен далеко не каждый… Водочная монополия просуществовала в полном объеме недолго: в августе 1914 года был введен «сухой закон». И тем не менее только за последнее десятилетие своей жизни «монопольки» принесли казне свыше 800 миллионов рублей! А вот второй цели, которую ставили перед собой устроители этого закона, уменьшить пьянство в России – достигнуть не удалось. Приспособляемость русского народа ко всякого рода монополиям оказалась слишком высокой.[b]2001-й: САМОПАЛ С ЛЕЙБЛАМИ [/b][i]По данным МВД России, лишь за одно полугодие была пресечена деятельность более чем 1500 подпольных цехов по производству «паленой» водки и более 100 организованных групп, занимающихся этим сверхприбыльным бизнесом. Из незаконного оборота изъято более 200 тысяч декалитров этилового спирта на сумму 92 млн. рублей и алкогольной продукции на сумму 501 млн. рублей.[/i]В нашей непоседливой стране непрестанно все течет, все изменяется. Вот и минимальные цены на «столовое вино № 21», в просторечье – водку, устанавливаемые государством для розничной продажи, выросли с 24 рублей за литр в 1997 году до 62 рублей в 2000 году, то есть в 2,6 раза. И продолжают расти. К слову сказать, при введении акциза в XIX веке его ставки увеличились в два раза только за 20 лет (с 5 рублей на ведро водки в 1863 году до 10 рублей в 1892 году).Сегодня ежегодный рост ставок акцизов объясняется (если это можно считать объяснением) необходимостью их индексации в связи с общим ростом цен. Причем индексация проводится, похоже, вслепую. Например, в прошлом году прогнозируемый рост цен составлял 19 процентов, а ставка акцизов прыгнула, как хороший атлет с шестом, — аж на 40 процентов! Куда же ведет нас эта кривая колея? А ведет она, как было отмечено практически всеми участниками недавних парламентских слушаний «О социально-экономических тенденциях развития алкогольного рынка России…», только к росту нелегального, криминального производства водки и насыщению рынка дешевыми фальсификатами. Уровень нелегального производства сорокаградусной составляет в последние годы 40—50 процентов от общего объема потребления алкоголя в России! Дело в том, что «самопал» в 2—3 раза дешевле легальной водки. А вздутые цены на нее делают «хорошую водку» просто недоступной большинству населения. Но этот прискорбный факт вовсе не означает, что народ покорно переходит на доступные кефир и квас. По статистике Минздрава, число умерших от отравления спиртными суррогатами в нынешнем году уже превысило число «мучеников от бутылки» за тот же самый период прошлого года более чем на 40 процентов! В результате прошлогодних проверок «компетентными органами» предприятий, производящих и реализующих алкогольную продукцию, было выявлено почти 320 тысяч правонарушений, из которых около 70 процентов пришлось на предприятия розничной торговли.Водочные бутылки на прилавках оклеены акцизными и прочими марками, как письма, не нашедшие адресата, от горлышка до донышка!..Ну и что? Ведь ни для кого не секрет, что сейчас можно купить полный комплект поддельных акцизных марок, а затем продавцы ларьков и магазинчиков вручную наклеют контрафактные «лейблы» на такую же продукцию.Короче говоря (не в обиду всем телодвижениям силовых и государственных структур), сегодня налицо полнейшая неэффективность сложившейся системы государственного регулирования в этой очень непростой и очень денежной сфере. И это несмотря на то, что за последние годы были приняты две редакции Федерального закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя, несколько редакций Федерального закона об акцизах, три указа президента РФ на «алкогольную» тему, а также более 100 постановлений и распоряжений российского правительства и различных нормативных актов федеральных органов власти. Основным недостатком всей этой системы, по мнению специалистов, является непродуманная, экономически необоснованная акцизная политика, носящая чисто фискальный характер и угнетающая легальное производство. Как говаривали в старину, «по усам течет, да в рот не попадает..»

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.