По матушке вниз по Волге сплавали русские, голландцы и немцы
[b]Мероприятие в галерее «Феникс», что напротив знаменитой гостиницы «Украина», называлось «Все течет, все изменяется». Изречению древнего диалектика в этом случае придан политический смысл.[/b] Партнер «Феникса» – русская хозяйка художественной галереи в немецком Кельне, которой и принадлежит идея названия, с удовольствием подчеркивает его, добавляя, что эта маленькая экспозиция несет еще и огромной глубины подзаголовок: «Восток – Запад».Все изменилось за какие-нибудь два десятка лет – срок для истории мизерный, а для индивидуальной человеческой жизни огромный. И вот уже русские, немецкие и голландские художники объединились для того, чтобы провести вместе инсталляции и предложить любителям изобразительного искусства свои произведения.Впрочем, открытий эта экспозиция не принесла. Скорее, лишний раз подтвердила, что и современное искусство не слишком стремится к содержательности, словно ее побаиваясь. Как и то, что интерес к России в среде западных художников был всегда.Об этом говорит и судьба голландской художницы Лилиан Ван Ордорп, представившей на выставке свои работы после путешествия на теплоходе с российского севера ниже – по Средней Волге.Лилиан приехала в Россию учиться в Суриковское училище, еще когда перестройка только начиналась. Тогда едва ли кто мог предположить, что общество так скоро станет столь открытым.Что заставило ее приехать из благополучной родины величайших живописцев мира в страну, раздираемую противоречиями и находящуюся в процессе мучительных изменений? Авантюризм, оборотная сторона упорядоченной западноевропейской скуки? Может быть. И еще, наверное, возможность понаблюдать «диалектику бытия» и поработать вживую. В Голландии с ее устойчивой цеховой профессиональной системой место художника строго определено многовековыми общественными канонами. Например – «у нас художники не оформляют кафе и рестораны, как у вас, – признается Лилиан. – Для этого существует другая профессия, ей обучают в другом институте…» Не первая и, надо полагать, не последняя судьба художника с Запада Европы, заболевшего непреодолимой тягой к России и ее культуре. Ведь именно на родину Брюллова и Сурикова приехала когда-то учиться живописи молодая соотечественница Рембрандта и Брейгеля. Сейчас она великолепно говорит по-русски, и у нее много друзей среди молодых московских художников.А свои впечатления от нынешней среднерусской полосы она выразила в форме… маек с аппликациями. Обычные серые маечки, а на спины наклеены ее фотоснимки: популярный туристический объект, который рассматривает человек в этой самой майке. Радостная простота – и никакого двойного смысла.