Чудище трехглазое
[i][b]Возле площади затор,Поломался светофор:Загорелся желтый свет,А зеленого все нет…Сто машин стоят, гудят,С места тронуться хотят.Три, четыре, пять минутИм проезда не дают.[/i]Этим строкам из стихотворения «Дядя Степа – милиционер» уже более полувека. И, стало быть, все или практически все, кто сидит сегодня за рулем, их слышали, читали или учили в школе. Разумеется, за пятьдесят с лишним лет ситуация изменилась в корне: сегодня один «удачно сломавшийся» светофорный объект может парализовать движение не то что сотни автомобилей, а половины города. А может и к человеческим жертвам привести…[/b]В последнее время все чаще и чаще случаются аварии, причиной которых стало то, что оба водителя считали, что «ехали на «зеленый». И если раньше это можно было бы списать на желание виновного уйти от ответственности, то сегодня это, к сожалению, соответствует правде…Не так давно в одном из спальных районов «Жигули» влетели под автобус. Пострадал водитель легковушки, который тем не менее утверждал, что выехал на перекресток на разрешающий сигнал светофора. Однако десятки свидетелей показали, что и автобус двигался на «зеленый»… Ситуацию «разрулили» местные жители, рассказавшие, что плохо закрепленный светофор развернуло ветром так, что он начал давать сигналы… противоположным направлениям движения. И описанная выше авария – далеко не первая на данном перекрестке.Автор этих строк намеренно не указывает адрес: чтоб шпионам неповадно было… Почему шпионам? Да потому что деятельность СМЭУ ГУВД – организации, которая обслуживает и эксплуатирует львиную долю дорожных знаков и светофорных объектов в Москве, – укрыта пеленой секретности. Так во всяком случае пояснил заместитель начальника этого управления, заявив, что без приказа сверху – читай, из самого ГУВД – он лично никакой информации предоставить не может. Хотя речь-то шла всего-навсего о том, как СМЭУ реагирует на сигналы о неисправности того или иного светофорного объекта. Ну что тут скажешь? Эта служба и опасна, и трудна……На сегодняшний день в Москве около полутора тысяч светофорных объектов и порядка 16 тысяч светофоров. Такая нестыковочка происходит оттого, что «светофорным объектом» может считаться как регулируемый пешеходный переход (два светофора), так и сложнейший перекресток (например, площадь Белорусского вокзала) с десятком, а то и двумя трехцветных регулировщиков.60 процентов светофоров нуждаются в замене. Или в капитальном ремонте. Процесс этот не так прост, как кажется: установка нового светофора обходится в 500–700 тысяч рублей, замена старого на новый – примерно на четверть дешевле, но, согласитесь, тоже не копейки. Да и ремонт год от года дорожает просто потому, что релейное управление светофорным объектом – это, собственно говоря, уже прошлый век… Дождь, резкое похолодание, сильная жара и прочее влияние бог знает каких факторов – и трехглазого начинает, как говорит молодежь, «плющить». Или «колбасить». Или «глючить». Или «плющить», «глючить» и «колбасить» одновременно. Причем так, что переставшая загораться стрелочка на этом фоне покажется сущей ерундой (хотя и под ней можно настояться). Например, у светофора могут загораться одновременно все три сигнала во всех направлениях. Поди разберись, что нужно делать в таких случаях! Конечно, есть пункт 13.3 «Правил дорожного движения», который гласит: «При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета», однако само понятие приоритета у водителей несколько искажено. Например, кто-то считает, что приоритетное право проезда имеют водители шестисотых «Мерседесов». Кто-то с этим утверждением не согласен, утверждая, что это право принадлежит владельцам «БМВ-765»… При этом попытки робких владельцев классических «Жигулей» сослаться на знаки «главная дорога» и «уступи дорогу» или на такое понятие, как «помеха справа», наталкиваются даже не на стойкое сопротивление, а уже на наглое противодействие.Конечно, какие-то работы по оптимизации работы светофоров в городе ведутся уже не первый год. Например, создается система гибкого регулирования работы светофорных объектов «Старт», которая до 2010 года поглотит600 млн. рублей. Эта система включает, кроме светофоров, еще и видеокамеры, всевозможные датчики и мощные компьютеры, позволяющие изменять режим «зеленой волны» там, где это необходимо. Однако пока эта система объединяет лишь 350 светофорных объектов, преимущественно в центре города. А к 2010 году таких объектов будет уже около 800 (из полутора тысяч), но тоже в основном в центре города или же на основных магистралях. Периферия же по-прежнему останется без внимания.Чаще всего светофор ломается из-за того, что перегорает лампочка. Хотя переход на светодиодные светофоры начался уже лет десять назад, большинство объектов все еще работают по-старинке. В этом случае светофор либо переходит на работу в «мигающем» желтом режиме, либо же отключается совсем. Как уже говорилось выше, светофор может выйти из строя и в том случае, если замкнет контакты в релейном ящике.И наконец, светофоры могут стать жертвами стихии, ДТП и просто вандалов… Например, лет 20 назад подростки разбирали светофоры потому, что из их отражателей делались блоки для очень модной в то время цветомузыки.В этом случае на место аварии немедленно должна выехать ремонтная бригада. Вопрос в другом: откуда ремонтники узнают о неисправности? Оказывается, чаще всего о неисправных светофорах сообщают водители, хотя в общем-то это забота сотрудников ДПС. Сообщение заносится в специальный журнал. А потом уже о нем сообщают либо в СМЭУ ГУВД, либо в ГУП «Доринвест». И если перекресток сложный, на время ремонта движение должен регулировать постовой. Однако водителям порой приходится самим разбираться в очередности проезда перекрестков. И в этом случае хуже всего приходится пешеходам, потому что светофор может не работать и день, и два, и неделю: у ремонтников кадров, машин и денег тоже не хватает…В настоящее время, как сообщили в Департаменте транспорта и связи столицы, светофорное хозяйство медленно перебирается из-под крыла ГИБДД в ведение Центра организации дорожного движения правительства Москвы. Медленно – потому что трудно реально оценить ужасающее состояние передаваемого хозяйства.Поэтому в ближайшие пять-десять лет светофоры по-прежнему будут ломаться. И по-прежнему будут становиться причиной многочисленных аварий.[b]ЛИЧНЫЙ ОПЫТ[/b][i]Простояв поутру полчаса в пробке на Большой Филевской улице (по направлению к Шмитовскому проезду), автор этих строк убедился в том, что причина затора – неисправный светофор на пересечении с Новозаводской улицей. И решил исправить ситуацию. Для начала набрал «02».– Служба «02», чем могу вам помочь? – раздалось на том конце трубки почти сразу же.Кстати, с недавних пор такое начало общения стало для телефонисток дежурной части ГУВД делом обязательным.– Кому я могу сообщить о неисправном светофоре? – спрашиваю.– У вас городской телефон? Тогда записывайте: [b]127-23-13[/b], телефон городской службы ремонта светофоров.На этот раз дозваниваться пришлось дольше. Видимо, светофоры в городе ломаются часто. Но минут через десять дозвонился и туда.– СМЭУ, чем можем помочь?Узнав, в чем дело, дежурная сразу сказала:– Этот адрес у нас есть на заметке, в ближайшее время все исправим.То, что в ближайшее – оно, конечно, приятно. И понятно, что в дневное время работы тут вряд ли будут производиться – из-за ремонта моста тут и без того напряженка. Вот только водителям остается одно: по-прежнему рисковать на этом светофоре целостностью машины и своим здоровьем.[/i]