Экзамен в гробнице
[b]Как установили историки, остров Мальта был заселен в IV тысячелетии до н. э., о чем свидетельствуют громадные мегалитические постройки времени неолита.[/b]Самое старое сооружение – святилище Джгантия (в переводе с мальтийского – «великанша»). Согласно преданию постройку циклопических размеров по ночам возводила женщина огромного роста, способная поднимать и устанавливать каменные двухметровые глыбы. Такие грубо обработанные камни сохранились на острове с древних времен. Как их перемещали по холмистой местности, ученые объяснить не могут. И это далеко не единственная загадка островов. Здесь находятся пещерные святилища, которым более 7000 лет. Самое известное из них – храм Хагар-Ким, в поперечном сечении похожий на череп. Святилище построено из камней весом до 30 тонн.Помещения храма имеют изогнутую форму и соединяются в некий загадочный трилистник. Исследуя святилище, историк Джозеф Эллал обратил внимание на несколько каменных блоков, с чудовищной силой выдернутых из массива храма. Куски окаменевшего раствора, упавшие вместе с блоками, навели ученого на мысль, что циклопическое строение некоторое время находилось под водой. Так возникла гипотеза, согласно которой около 3000 года до н. э. по всему Средиземному морю прошла огромная приливная волна, затопившая храмы острова и оставившая на его поверхности метровый слой ила и песка. Эта природная катастрофа погубила все население Мальты; люди вновь появились здесь лишь 500 лет спустя.Пролетая над архипелагом, можно заметить сотни загадочных борозд, которые, словно рельсы, пересекают Мальту в разных направлениях. Многие из них сначала идут параллельно друг другу, а потом сливаются в одну колею. Эта «железная дорога» пересекает высокие холмы и, неожиданно прервавшись у обрыва, вдруг вновь появляется на равнине. Но самое удивительное – «борозды» с побережья уходят в море и продолжаются по его дну на сотни метров. Такие борозды-дороги имеют ширину от 63 до 123 сантиметров, а глубину – свыше 70 сантиметров.Историки пока даже отдаленно не представляют, для каких целей предназначались эти «транспортные артерии».Следы другой загадочной древней цивилизации сохранились на острове Сардиния. Принято считать, что первыми жителями острова были нурагийцы. От них здесь остались башни-нураги, возраст которых около 3600 лет. Башни эти сложены из камней без использования раствора. Как полагают историки, нурагийцы поклонялись земле и воде и возводили храмы, посвященные богам этих двух стихий.В подземный колодец-святилище, расположенный в одной из башен, нурагийцы спускались только в дни летнего солнцестояния, когда через отверстие к верхней части башни солнечный свет достигал поверхности воды.На территории, прилегающей в башне-колодцу, за оградой из камней, собирались на переговоры главы поселений острова.Необычно проходил у нурагийцев обряд передачи власти от умерших правителей – мальчикам-преемникам. Тела вождей в саркофагах помещались в склепы-стелы, сооруженные из вертикально поставленных камней.В стене у самой земли находилось единственное отверстие.Через эту «отдушину» мальчика укладывали в могилу вождя и закрывали дыру на три дня. Опоенный наркотиками мальчик должен был увидеть провидческий сон, связывающий его с миром бывших правителей. Если кандидат в вожди после испытания оставался в здравом рассудке, то становился правителем селения, семьи или группы нурагийцев, а если сходил с ума от страха, его заменяли другим.Двадцатиметровые башни-нураги были окружены стенами, за которыми долгие столетия жили и укрывались люди. Под землей находились не только жилые помещения и склады продуктов, но и система переходов, соединявших башни между собой. По подсчетам исследователей, население этих крепостных сооружений могло составлять до 250 тысяч человек. Но если раньше камни защищали жителей от нападений и непогоды, то сегодня они надежно хранят тайны прошлого, лишь укоризненно напоминая нам о короткой памяти человечества.