Мумии племени Ибалои
[b]Дважды за последнее время ([i]«Вечерка» от 7 сентября и 21 ноября[/i]) мы рассказывали о египетских мумиях, в частности, как была найдена гробница Тутанхамона и какие беды обрушились после этого на открывших ее археологов. Почти всех настигла скорая и, вроде бы, беспричинная смерть… Однако читателям этого оказалось мало. В своих письмах они указывают на то, что египетские мумии отнюдь не уникальны, как не уникальны и жуткие легенды о проклятии, которое падет на голову того, кто потревожит усопшего. Справедливо. Поэтому сегодня мы поведаем о мумиях, что хранятся в пещерах филиппинского острова Лусон.[/b]Слухи о том, что у племени ибалои есть тайна, которой они никогда и ни за что не поделятся с чужеземцами, были известны сотруднику Национального музея Манилы Орландо Абиньону. Конечно, его это занимало: что за тайна? Ведь дыма без огня не бывает! И нельзя ли ему… Много лет он пытался завоевать доверие потомков охотников за головами, которые живут в долинах центральной части острова Лусон. Не раз ученый организовывал экспедиции в эти гористые места, хорошо изучил быт и обычаи племени. Он даже купил себе дом в городке Кабайан, своеобразной столице ибалои.Усилия Абиньона не пропали даром. Старейшины решили открыть ему секрет. Давным-давно они обнаружили, что, если человек умирает высоко в горах тело его остается почти не подверженным тлену. И тогда они стали хранить умерших в темных прохладных пещерах, чтобы при случае обращаться к ним за помощью, за советом, ведь пока тело человека в неприкосновенности, или почти в неприкосновенности, он никогда не откажет в содействии своим родственникам, не так ли? Со временем ибалои научились бальзамировать мертвецов, дабы еще лучше защитить их тела. Незадолго до смерти человеку давали выпить соленую воду в качестве слабительного средства. Когда человек умирал, его натирали настоем трав, обладающих дубильными свойствами. После этого его некоторое время подсушивали на медленном огне. Наконец, тело заворачивали в плотную ткань и относили в пещеру, где усопшему родственнику предстояло отныне «жить» бесконечно долго.Заинтригованный Абиньон попросил показать ему мумии. Старейшины долго колебались, совещались, но все же согласились. Ученого сопроводили в крохотную высокогорную деревушку и оставили на ночь в хижине. Едва рассвело, ибалои разбудили гостя.Как выяснилось, всю ночь они проводили сложный ритуал, чтобы потревоженные предки не осерчали на своих беспокойных потомков.Долгий подъем по горным тропам («Высота не менее 2000 метров», – прикинул Абиньон) завершился на небольшой площадке.Здесь предстояло распроститься с жизнью двум жертвенным животным – белому козлику и поросенку («Раньше в жертву духам приносили пленных из соседних племен», – объяснил ученому старейшина). Но сначала ибалои разделись, оставшись лишь в набедренных повязках и головных платках. Женщины поднесли шаману чашу с рисовой водкой. Тот осушил ее и притянул к себе козленка. Человек долго шептал чтото на ухо животному, а потом одним движением ножа рассек ему горло. Поросенка зарезали без лишних слов. Вспоров ему брюхо, шаман окропил землю желчью.Та была чистая и желтая, что означало – боги не гневаются. На этом «простительный» ритуал завершился.И тут Орландо Абиньон увидел вход в пещеру, которого раньше, он готов был поклясться, здесь не было! Шаман зажег факел и вошел под мрачные своды. Когда он появился вновь, в руках у него было что-то вроде деревянного корыта, в котором, скрючившись, лежала мумия. Колени ее были подтянуты к подбородку, руки прижаты к щекам, рот раскрыт, кожу покрывала затейливая татуировка. Ничего подобного Абиньон прежде не видел, да и не мог видеть! Сфотографировав мумию, он спросил старейшину, нельзя ли ему забрать ее с собой. Но получил категорический отказ.Когда процессия двинулась обратно, Абиньон вдруг споткнулся, что называется, на ровном месте и покатился вниз. В результате у него оказались сломаны несколько ребер. Шаман тут же объяснил, что так мумии отомстили чужеземцу за его настырность.О своем открытии, вернувшись в Манилу, Орландо Абиньон рассказал журналистам. Он же объяснил, почему филиппинские мумии сохранились не так хорошо, как египетские. Потому что ибалои не удаляли из своих покойников внутренние органы, так что если бы не климат высокогорья и прохлада пещер, тела ни за что не уцелели бы.И тут же в Кабайан ринулись ученые и туристы. Как ни отнекивались ибалои, как ни крепились, алчность взяла свое. Десятки мумий были проданы «пришельцам». Только в 70-х годах за границу было вывезено более пятидесяти реликвий. И, возможно, то было стечение обстоятельств, однако именно в эти годы оскудели поля племени, на скот стал нападать мор, а после того, как из склепа была похищена мумия короля Апо Анну, чье тело покрывала затейливая татуировка с изображением сцен охоты за головами, сильное землетрясение разрушило многие селения ибалои.Тогда старейшины решили отныне показывать захоронения лишь избранным из пришельцев, и то без права уносить мумии далеко от пещер. Только фотографировать – и не более! Тех же ибалои, что осмелятся втайне продать мумию, надлежит навсегда изгонять из родных мест.Тут очень кстати и Всемирная организация по охране памятников включила кабайанские захоронения в список ста самых значительных памятников старины. И стало спокойнее…А в 2000 году мумия короля Апо Анну была найдена сотрудниками Национального музея Манилы и возвращена в Кабайан. Теперь ибалои надеются, что проклятие мумий больше не тяготеет над ними.