Кино – деньги – кино
[i]Кинорынок, открывающийся сегодня в рамках XXII Международного Московского кинофестиваля, — это именно та работа, благодаря которой фестивальное шоу должно продолжиться уже в кинотеатрах и на телеэкранах. Кино — товар, который нужно уметь продавать. Наша киноиндустрия уже смирилась с этим.Корреспондент «ТТ» встретился накануне открытия кинофестиваля с директором кинорынка [b]Александром МАКСИМОВЫМ[/b], чтобы выяснить, какое кино будут продавать в эти дни в Москве.[/i][b]ТТ: Понятно, что кинорынок — мероприятие, которое, в отличие от самого фестиваля, проводится не для широкой публики. Объясните, кто участвует в кинорынке: студии-производители, прокатчики, дистрибьюторы? А.М.: [/b]Кинорынок — это место, на котором встречаются дистрибьюторы, то есть те фирмы, которые обладают правами на кино- и видеопродукцию. Из студий только «Мосфильм» сегодня занимается продажей собственных картин. Из прямых производителей еще «Мост-Синематограф» представляет сам себя. Все остальные на разных условиях передают права на свои фильмы дистрибьюторам.Это общепринятая мировая практика, которая продиктована чисто практическими соображениями. Студия снимает фильмы, дистрибьютор продает, вещатель показывает по телевидению и так далее. Это позволяет обеспечить порядок в правовом плане. Это удобно всем игрокам рынка. Дистрибьютор продает сразу пакет прав — на телевизионной прокат, кинопрокат и VHS, то есть на производство и продажу видеокассет. У нас на кинорынке представлены все основные российский дистрибьюторы, которые занимаются прокатом как российских, так и зарубежных фильмов.[b]ТТ: Заинтересованность российских студий и отечественных дистрибьюторов в западных покупателях очевидна. В чем проявляется интерес этих самых покупателей? Зачем едут представители западной киноиндустрии в Россию? А.М.: [/b]Я не согласен с тем, что нет интереса к нашему кино. Имеется в виду новое кино, так как интерес к нашим старым фильмам неизменно велик. Новое российское кино тоже пользуется спросом на Западе. Взять хотя бы картину «Брат-2». Это как раз тот случай, когда фильм понятен и интересен и у нас, и у них.Интерес зарубежных прокатчиков, зарубежных зрителей ограничен определенным кругом тем. В современном кино для Запада интересна социальная проблематика, исторические темы. Можно сказать, что спросом пользуются фильмы, которые касаются общечеловеческих проблем. По итогам прошлого кинорынка, у нас было закуплено более половины всех представленных фильмов.Наша анимация до сих пор пользуется колоссальным спросом за границей. В Москве существует несколько студий мультипликации, которые работают по заказам зарубежных фирм. Студия «Пилот» успешно продает свои каталоги западным заказчикам и сейчас получает большой заказ на производство мультипликата. В России осталась сильная школа мультипликации, которая будет востребована и будет пользоваться спросом, наверное, всегда.Сейчас отечественная анимация активно пробивается на западный рынок — несмотря на то, что у нас реально осталось мало студий, занимающихся мультипликацией, и разрушены все мосты и связи, существовавшие между студиями не так давно.[b]ТТ: Восстановить эти связи труднее, чем установить новые, но уже в Европе. Так надо понимать проект создания каталога российской аудиовизуальной продукции «Аудиовизуальная Эврика» (см. справку — ТТ.)? А.М.: [/b]Продвижение отечественной аудиовизуальной продукции на Запад — это то дело, которое позволяет восстановить эти потерянные связи. Как ни парадоксально это звучит, но это так. С другой стороны, выход на международную арену важен сам по себе. Это обмен опытом, новые возможности, заказы... Важно уже то, что, участвуя в деятельности «Аудиовизуальной Эврики», наши студии, дистрибьюторы представляют Россию как часть Европы.«Аудиовизуальная Эврика» — общеевропейская межправительственная организация, которая создана для формирования более «прозрачного» и динамичного рынка аудиовизуальной продукции. И это прекрасная возможность сделать нашу кино- и видеопродукцию востребованной на международном рынке.Очень существенно то, что данный проект не является коммерческим.Технология проекта проста. Создается каталог последних фильмов, последних программ. Его отбирает совместная комиссия, состоящая из представителей России и представителей «Эврики». После чего приглашается делегация покупателей, которые заинтересованы в нашем кино. К нам на кинорынок по линии «Эврики» приезжают пятьдесят компаний. Это подтверждает интерес к нашему кино.[b]ТТ: У европейцев, входящих в отборочную комиссию «Эврики», есть какие-то свои приоритеты при отборе наших фильмов? А.М.: [/b]Естественно, в первую очередь это классика. На втором месте — фильмы, сделанные в 1999— 2000 году. Нет гарантий, что эти фильмы будут покупаться, однако жюри отсмотрело и выбрало большое количество новых картин. Я уверен, что интерес к новому кино будет расти. И проект «Аудиовизуальная Эврика» может содействовать развитию качественного кино.«Эврика» как европейская организация считает одной из своих задач сохранение высокой планки художественно-драматических фильмов. В этой области мы занимаем особое положение. Да, мы не можем делать фильмы в жанре «экшн» — это прерогатива Голливуда. Однако в европейском интеллектуальном кино наш кинематограф занимал традиционно очень высокое место.[b]ТТ: Наше старое кино, документальное кино, архивные киноматериалы всегда были востребованы. Ни для кого не секрет, что многие студии живут именно за счет того, что продают свои фильмы, сделанные еще в советское время. Что меняется-то? Появляются новые возможности продавать картины, снятые десять, двадцать лет назад, а студии по-прежнему не развиваются...А.М.: [/b]Сейчас очень интересная ситуация: кино начинают снимать телеканалы. Для этого есть объективные причины. У телеканалов больше возможностей технических и финансовых. Но в конечном итоге опять-таки оказываются задействованными традиционные киностудии.Те же «Менты» снимаются в Питере — там дешевле производственная база. Практически все свои телесериалы НТВ снимает в Петербурге.Это обосновано практическими соображениями. Идет очень сильное сближение телевидения и кино.[b]ТТ: Все эти тенденции проявляются только в Москве? Вообще, насколько представлены на кинорынке наши региональные производители, компании стран СНГ? А.М.: [/b]Большой каталог на кинорынке представляет «Узбеккино». Что касается России, действительно, реально сейчас работают только московские студии. Региональщики представляют либо каталоги фильмов, снятых раньше, либо студии предлагают свою производственную базу опять-таки для московских проектов.[b]ТТ: Никто из западных дельцов вкладывать деньги в наши студии, несмотря на их высокий творческий потенциал, не собирается...А.М.: [/b]Чтобы вкладывать деньги в наши киностудии, нужно знать, кто на самом деле является хозяином студии, куда идут эти инвестиции. Самое лучшее положение у «Мосфильма», который находится в ведении московского правительства и, таким образом, имеет очень надежные позиции. Кроме того, благодаря каналу ТВЦ «Мосфильм» имеет реальную возможность для выхода своей продукции.[b]ТТ: То есть, при всем внимании к нашему кинематографу, ждать, что в него будут вкладываться деньги, не приходится? А.М.: [/b]Когда эта ситуация изменится — трудно сказать. В связи с реорганизацией Министерства культуры начались разговоры об увеличении финансирования киноотрасли. Насколько мне известно, первая в очереди на реконструкцию — Ленинградская киностудия. До других регионов очередь, видимо, дойдет очень нескоро.[b]Досье «ТТ» [/b][i]Общеевропейская межправительственная организация [b]«АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ЭВРИКА» [/b]создана 2 октября 1989 года в целях формирования единого рынка, развития производства аудиовизуальной продукции в Европе и ее максимально широкого распространения. В рамках кинорынка XXII ММКФ «Аудиовизуальная Эврика» совместно с российскими организациями впервые выступает с проектом реализации отечественной кино- и телепродукции западным покупателям. С российской стороны проект представляют Госкино РФ, «Телевизионное выставочное агентство», «ТелеШоу». Организаторам «Эврики» было представлено более 500 документальных, художественных, научно-популярных, анимационных фильмов отечественных производителей. Международная отборочная комиссия (в которую входили Мартин Скоуп из Франции, Элейн Штуттерхайм из Германии, Маргарита Ломова и Наталья Попеску из России) составила каталог российских фильмов и программ, которые будут представлены западным покупателям. Каталог программ «Эврика скриннинг» направлен для изучения представителям иностранных телеканалов и дистрибьюторских компаний. Во время работы Кинорынка с 20 по 25 июня иностранные покупатели смогут ознакомиться с продукцией и заключить договора с правообладателями.[b]КИНОРЫНОК [/b]— неотъемлемая составляющая всех самых представительных международных кинофестивалей. При этом организация кинорынка требует усилий едва ли не больших, чем организация самого фестиваля. Два года назад организаторы ММКФ предложили провести кинорынок организатору выставок — «ТелеШоу», хорошо зарекомендовавшему себя устроителю ярмарок теле- и видеопродукции. Основными причинами такого решения были слабый состав участников московского кинорынка и нерегулярность его проведения. За два года «ТелеШоу» эти проблемы удалось решить. В этом году в кинорынке примут участие более 200 компаний. Среди покупателей представлены все европейские страны. Свою продукцию на кинорынке выставят НТВ, «ОРТ-Видео», «Мосфильм», «ПилотА.М.», «Мост-Синематограф», а также многие другие российские производители теле-, кино- и видеопродукции.[/i]