История песни
[i][b]Всякий раз, когда по телевизору показывают фильм «Цирк», не устаю наслаждаться и восхищаться музыкой и песнями, звучащими с экрана. Особенно «Лунным вальсом». Очень бы хотелось узнать его историю.[/i]МЕЛЬНИКОВА М. В.,г. ДубнаМосковской области.[/b]Признаться, и мне самому давно хотелось посвятить этому замечательному произведению один из выпусков нашей рубрики. А тут как раз появился и повод о нем рассказать: в наступившем году исполняется 70 лет со дня выхода на экраны страны музыкальной кинокомедии «Цирк», в которой «Лунный вальс» впервые прозвучал.У его авторов композитора Исаака Осиповича Дунаевского (1900–1955) и поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача (1898–1949) это была вторая совместная «проба пера» в жанре вальсовой песенной музыки. Начало положил лирический вальс-бостон «Песня Анюты» (так звали героиню музыкальной кинокомедии режиссера Григория Александрова «Веселые ребята»):[i]Я вся горю, не пойму отчего…Сердце, ну как же мне быть?Ах, почему изо всех одногоМожем мы в жизни любить?..[/i]Именно эта песня, впервые исполненная Любовью Орловой, открыла список вальсов Дунаевского. А для фильма «Цирк», музыка к которому стала одной из вершин творчества Дунаевского, им и Кумачом был написан «Лунный вальс» – произведение, завоевавшее огромную популярность.По справедливому утверждению музыковеда Л. Д. Ауэрбаха, музыка «Лунного вальса» очень хороша: воздушная, легкая, словно светящаяся мягким лунным светом. Однако по мере развития сюжета картины композитор сумел использовать одну и ту же музыку в вальсовом и невальсовом вариантах, чтобы подчеркнуть и оттенить острую сюжетную коллизию.В самом деле, тема «Лунного вальса», отзвучавшего в аттракционе «Полет из пушки на Луну», вплетается затем в музыку «Колыбельной», которую героиня фильма американская артистка Марион Диксон поет своему сынишке-негритенку, и в торжественный марш, звучащий в финале картины.Как вспоминал впоследствии сам Дунаевский, «Лунный вальс» возник не сразу, а через несколько этапов всяких вариантов, сегодня нравившихся, а назавтра отвергаемых с кислой улыбкой. Работали сообща, коллективно. Александров очень музыкален, превосходно играл на испанской гитаре, купленной им в Мексике. Кумач очень хорошо чувствовал дыхание музыки. Слова «Лунного вальса» были сочинены им после написания музыки.Композитор неизменно включал «Лунный вальс» в программы своих авторских концертов, с удовольствием аккомпанируя не только Любови Орловой – первой его исполнительнице, но и другим певицам, принимавшим в них участие.«Каждый свой концерт я неизменно начинала песней И. О. Дунаевского «Дорогой широкой», а заканчивала «Лунным вальсом», – вспоминала выдающаяся оперная певица Софья Петровна Преображенская. – По сей день я бережно храню пожелтевшие, аккуратно подклеенные ноты этих песен с трогательной теплой надписью Исаака Осиповича».В архиве звукозаписей мне посчастливилось отыскать двухстороннюю запись на грампластинке «Лунного вальса» в исполнении другой известной певицы – Эльфриды Яновны Пакуль в сопровождении автора. Осуществлена она была на Апрелевской студии грамзаписи в сентябре 1944 года.Как вспоминал в статье «С Дунаевским на эстраде» лектор-музыковед Гурген Гамаякович Назарьян, «Дунаевский был замечательным исполнителем фортепианных партий своих вокальных сочинений, и именно поэтому не хочется называть его искусство будничным словом – «аккомпанемент». Игра его отличалась блеском, свободой, тщательной нюансировкой и неподдельным темпераментом. Он умел вдохновлять, зажигать даже самого вялого исполнителя…Иногда в ответ на настойчивые просьбы слушателей выступал и как солист. Обычно он исполнял популярный «Лунный вальс», который, видимо, очень любил. Играл он его очень выразительно, но без всякого налета сентиментальности, которую не выносил и всячески вытравлял у своих исполнителей.Как-то после концерта я сказал Исааку Осиповичу, что «Лунный вальс» был по счету десятым вальсом в программе концерта, состоявшей из 22 номеров.– Вы, кажется, преувеличиваете, – говорил Исаак Осипович.Стали считать.– Ну и что же? – говорит Исаак Осипович, убедившись, что почти половина программы состояла из вальсов. – Разве это было однообразно, назойливо, скучно? Они ведь очень разные. А впрочем, я, грешный человек, и не скрываю своей любви к вальсу…Этим выдающимся композитором XX столетия создано немало инструментальных, оркестровых, симфонических вальсов. Самые, пожалуй, известные из них – вальсы из кинофильмов «Светлый путь», «Моя любовь», «Кубанские казаки», «Концертный вальс». И все-таки большинство вальсов Дунаевского являются одновременно и прекрасными песнями. «Лунный вальс» – одна из них.[b]Лунный вальсСлова В. ЛЕБЕДЕВА-КУМАЧАМузыка И. ДУНАЕВСКОГО[/b][i]В ритме вальса все плывет,Весь огромный небосвод.Вместе с солнцем и лунойЗакружился шар земной –Все танцует в этой музыке ночной.В ритме вальса все плывет,Весь огромный небосвод,Все танцует, скользя,Удержаться нельзя –В ритме вальса все плывет!..[/i]