Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Феи Конан Дойла

Технологии

[b]Эта история со временем обросла таким множеством деталей, что утратила и стройность, и ясность. Красивости журналистов, комментарии ученых, восторги эзотериков набросили на нее столь плотную вуаль, что трудно разглядеть, где факты, а где гипотезы, домыслы или откровенная подтасовка. История с феями из Коттингли много десятилетий находилась в центре внимания тех, кто верил и верит в мир фей, и тех, кто отказывается допустить саму возможность его существования. К первым относился сэр Артур Конан Дойл, и магия его имени лишь сильнее сжимала пружину интриги. Так было или не было? А было так…Девочки у ручья[/b]В 1917 году в деревушке Коттингли, в графстве Йоркшир, неподалеку от города Бредфорда, появились новые жители. Мать и дочь. Их звали Энн и Френсис Гриффитс. Они приехали из Южной Африки к своим родственникам с намерением остаться в Британии, но не навсегда – в доме Поли и Артура Райт.Тихая, неяркая природа очаровала Энн и Френсис. И прежде всего девятилетнюю Френсис, зачитывающуюся сказками девочку. Каждый день со своей 16-летней кузиной Элси она убегала в парк, к ручью. Там они играли и, конечно, заигрывались, возвращаясь домой позже того священного часа, когда пора пить чай… Однажды, когда опоздание было совсем уж вызывающим, Энн Гриффитс решила добиться от дочери вразумительного ответа:– Что тебя тянет к этому ручью?– Мы приходим туда посмотреть на фей.– Мне тоже нравится с ними играть, – подала голос Элси Райт.Мать и тетка задохнулись от негодования: еще не хватало, чтобы их дочери стали врушками. Но тут Элси кинулась к отцу с просьбой дать ей фотоаппарат: она представит доказательства! После долгих уговоров Артур Райт выдал ей камеру «Мидж» с фотопластинкой фирмы «Империал Рэпид».На следующий день девочки отправились к ручью и уже через час вернулись, сказав, что феи сфотографированы. Артур Райт и Элси удалились в комнату с зашторенными окнами, превращенную в фотолабораторию. Райт погрузил фотопластинку в ванночку с раствором, и на стекле постепенно проявилось лицо Френсис… Девочка сидела в траве, подперев щеку ладонью, а на переднем плане танцевали феи.– Какие хорошенькие! – увидев фотопластинку, воскликнула Френсис. – Совсем, как в жизни.– А вы не верили! – торжествующе сказала Элси. Мать и тетка потупились, скрывая растерянность.Артур Райт был настроен более скептически. Думая, что девочки воспользовались вырезанными из бумаги фигурками, он отправился в парк на место съемки за уликами. Однако не нашел там ни единого клочка бумаги.Все это случилось в июле, а в октябре, снова выпросив у отца фотоаппарат, Элси сделала еще одну фотографию. Вернее, на кнопку спуска нажимала Френсис, потому что на снимке была Элси и… маленький гном.Увы, во время съемки фотоаппарат мистера Райта был поврежден, и его пришлось отдать в ремонт. Когда камера вернулась к владельцу, мистер Райт наотрез отказался доверять девочкам дорогую камеру. Между тем Полли Райт и Энн Гриффитс раздаривали отпечатки с фотопластинок знакомым и родственникам. С соответствующим комментарием: дескать, их дочери так чисты и невинны, что феи позволили им сфотографировать себя.И все же этот удивительный случай остался бы в памяти лишь узкого круга лиц, если бы миссис Райт и миссис Гриффитс не увлеклись трудами госпожи Блаватской и не стали членами теософской ложи Бредфорда. Во время лекции, которую читал руководитель общества Эдвард Л. Гарднер, оратор упомянул фей. Гарднер заявил, что не сомневается в их существовании, хотя не имеет возможности проиллюстрировать свою убежденность доказательствами.После лекции Полли Райт подошла к Гарднеру и сказала, что ее дочери и племяннице удалось сфотографировать фей. И если достопочтенный господин желает… Восторженные неофитки не только принесли Гарднеру фотографии, но и познакомили со своими дочерьми.– Они сияют трепещущим пламенем, – рассказывала Элси. – И всегда появляются в сопровождении музыки.Руководитель теософского общества пришел в исступление. У него наконец-то появились доказательства существования «малого народца», как называли волшебных существ «параллельного мира» британцы. И все же Гарднер обратился к профессиональному фотографу Генри Снеллингу. Изучив негативы, тот вынес заключение: [i]«Снимки сделаны на открытом воздухе при одной и той же выдержке. Во всех волшебных фигурах видно движение и нет следов студийной работы с использованием бумажных моделей, затемненного фона и тому подобного. Считаю обе фотографии подлинными».[/i]После этого он стал широко использовать слайды с изображением фей при чтении лекций, от чего его выступления, разумеется, выиграли, снискав огромную популярность.[b]Подлинные факты[/b]Слухами, как известно, Британия полнится. Поэтому вскоре о феях из Коттингли узнал самый пылкий пропагандист спиритизма сэр Артур Конан Дойл. Обратившись к Гарднеру, писатель получил фотографии и подробный отчет об обстоятельствах дела. Однако писатель оставался верен своим принципам, изложенным в книге «Новое откровение».[i]«Следует соблюдать здравомыслие, – писал он, – и не примыкать ни к тем, кто не верит ни во что, ни к тем, кто готов поверить слишком многому».[/i] Поэтому он попросил нескольких английских фотографов высказать свое мнение. И все они оказались единодушны: следов подделки нет. А один из экспертов обратил внимание на то, что руки у фей перепончатые. Согласно легендам, так и должно быть! Только после этого в декабрьском номере журнала «Strand Magazin» появилась статья «Фотографии фей». В ней Конан Дойл рассказывал об эпохальном событии – слиянии двух миров: нашего и потустороннего.Однако Конан Дойл и Гарднер понимали, что двух фотографий маловато. Поэтому в августе 1921 года они вручили Френсис и Элси новую камеру «Камео» с хитро помеченными фотопластинками, чтобы избежать подмены.Полли Райт потом так писала в послании Эдварду Гарднеру: [i]«В то утро погода была облачная и туманная. Но к вечеру стало проглядывать солнце. Мы с сестрой пошли пить чай, а девочки отправились в парк. Когда они вернулись, то сказали, что им удалось сделать три снимка. К сожалению, они не такие хорошие, как два первых».[/i]Фотографии и впрямь не шли не в какое сравнение с первыми по резкости. Но фотопластинки были именно те, помеченные! Больше Элси и Френсис не смогли сделать ни одного снимка. Стоило им приготовить фотоаппарат к съемке, как «маленький народец» растворялся в воздухе. То ли феи больше не хотели быть сфотографированными, то ли что-то случилось с девочками…[i]«Наступление периода созревания у девушек часто оказывается фатальным для психической энергии»[/i], – объяснял Конан Дойл в вышедшей в 1922 году книге «Пришествие фей». Далее он подчеркивает, что обе девочки являются медиумами, а Френсис еще и обладает способностью выделять особую субстанцию – эктоплазму. Именно этой эктоплазмой воспользовались феи, чтобы материализоваться перед камерой. Повзрослев, девочки утратили свойственные детству доверчивость и простодушие, эктоплазма Френсис уже не могла быть использована феями для материализации, а значит их все труднее было сфотографировать, пока это стало в принципе невозможно.Физик и пионер парапсихологии сэр Оливер Лодж решил дать фотографиям из Коттингли свое объяснение. Он вступил в переписку с Элси Райт. Той не могло не польстить внимание такого уважаемого человека, и в своих ответах она была не только откровеннее, нежели в беседах с Гарднером или Ходсоном, но и уязвимее.[i]«Я не уверена, – писала она, – что все это не было только музыкальными вибрациями, которым мой ум придал форму фей. Честно говоря, я не знаю, что можно сказать о феях, но это нечто движущееся, звучащее, имеющее цвет и вызывающее ощущение радости».[/i]Все это было так не похоже на уверенное описание, некогда преподнесенное Эдварду Гарднеру – о существах, которые сияют трепещущим пламенем и появляются в сопровождении чарующей музыки, что Лодж сделал единственный вывод, который и предал гласности: [i]«Не прибегая к обвинениям кого бы то ни было в мошенничестве, наиболее простой гипотезой мне представляется следующая. Впечатлительная девушка, которая любила играть и изображать разные вещи, могла с вполне невинными намерениями попытаться разбудить фантазию своих подруг, показывая сделанные ею фигурки, которые были изготовлены с большим мастерством, а потом их же сфотографировать».[/i]Это заявление было поистине оглушающим, ведь к тому времени в Йоркшире, в окрестностях Бредфорда, уже стали устраиваться экскурсии для желающих попытать счастья встретиться с представителями «малого народца». Феи из Коттингли были признаны едва ли не главным чудом ХХ века, и вдруг – такое! Так где же правда? Несколько десятилетий сражения вокруг фотографий то затухали, то разгорались. Однако участники битвы понимали, что никому не удастся добиться победы, пока своего слова не скажут Элси и Френсис. А они молчали.[b]Разоблачение[/b]Обет молчания был нарушен в 1971 году. В интервью, взятом для Би-би-си, Элси Райт сказала, что фотографии были настоящими и никаких трюков она с ними не делала, но тут же добавила, что не станет клясться на Библии, будто в долине Коттингли действительно обитает «маленький народец».В начале восьмидесятых Джофри Кроули, владелец «Бритиш джорнэл оф фотографи», опубликовал разоблачительную статью, в которой утверждалось, что Френсис Уэй и Элси Хилл (так они стали зваться после замужества) открыли журналисту Джо Куперу, что четыре снимка из пяти были сфальсифицированы, и лишь одна – подлинная! Правда, настаивала на этом только Френсис. Естественно, Купер поинтересовался, что заставило их пойти на обман. На это старушки хором воскликнули: им очень хотелось, чтобы им поверили. Ведь они видели фей! Год спустя ведущий специалист по расшифровке спутниковых фотографий Роберт Шифер приступил к изучению всех пяти снимков, сделанных шестьдесят пять лет назад. При экспертизе им использовался сверхмощный компьютер и программы, с которыми он работал, изучая фотографии Марса.Отчет о выполненной работе был готов месяц спустя, и в нем были расставлены все точки над «i». Вот самое важное. Ни одна из фигур фей не является трехмерной, за исключением гнома на второй фотографии, который, вероятно, был чем-то наподобие скульптурки. На фотографии номер четыре заметны веревочки, с помощью которых держались вырезанные либо из плотной бумаги, либо из картона фигурки. С пятой фотографией, подлинность которой отстаивала Френсис, сложнее. На ней действительно просматривается какое-то существо, однако это не более чем случайность, прихоть оптики, результат так называемой двойной экспозиции.Все было фальсификацией! Девочки просто вырезали из картона фигурки, взяв за образцы иллюстрации из «Книги подарков принцессы Мэри», вышедшей в 1915 году и через десятилетия разысканной английским писателем Фредом Геттингсом. А раз солгав и оказавшись в центре внимания, обманщицы были вынуждены и дальше придерживаться своей версии.Казалось бы, все. Если бы не один момент. Допустим, фотографии – фальшивка, но все же, видели Френсис Гриффитс и Элси Райт фей или нет? В 1983 году старушка Элси наконец-то призналась: да, фей они вырезали из бумаги, а гнома вылепили из глины. Крепежом послужили прищепки, нитки, веревочки и шляпные булавки. Для чего они это сделали? Им очень нравилось играть у ручья, а родители без конца корили их за опоздания к ужину и перепачканную одежду. Вот они и выдумали фей, посчитав, что самое невероятное объяснение наверняка покажется самым убедительным.– Ах, как же мы веселились, когда читали про перепончатые ручки фей. Мы ведь просто не вырезали фигурки как следует.Ну, а дальше произошло то, что произошло.– Мы не признались в своем обмане, потому что сначала побаивались родительского гнева, а потом не хотели подводить сэра Артура Конан Дойла, нашего любимого писателя. Но в нашем нынешнем возрасте пора уже говорить правду. Я знаю, многие дети и сейчас верят, что нам повезло – мы с Френсис побывали в сказке. Не было этого! К огромному сожалению.Казалось бы, на сей раз точно все. Если бы не еще один момент.Элси Райт и Френсис Гриффитс не видели фей. Но это не значит, что их нет. В конце концов, это вопрос веры, а тому, кто верит искренне, всей душой, как это делал сэр Артур Конан Дойл, тому доказательства не нужны.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.