ПРОКЛЯТИЕ ВОЛАНДА
[i]Нет никаких сомнений в том, что так называемые «прОклятые» произведения действительно существуют.В любые времена обязательно найдется книга, пьеса или музыкальное произведение, навлекшее на голову своего создателя целую череду неприятных событий.Мало того, если впоследствии кто-нибудь из творческих деятелей пытается связать свою работу с «прОклятой» книгой или пьесой, то опять же ничем хорошим подобные попытки не заканчиваются.[/i][i]В драматургии подобный ореол нависает над драмой Шекспира «Макбет». В литературе наибольшее количество мистических событий окружает «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова. Еще один вариант знаменитого романа может появиться на театральных подмостках в обозримом будущем. А может и не появиться. Потому что вокруг главных создателей мюзикла для Театра оперетты по роману Булгакова — композитора Павла Сальникова и поэтессы Елены Быковской — с самого начала работы над постановкой начали происходить события, имеющие явно потустороннее происхождение.[/i][b]Тень отца Мастера [/b]У композитора Павла Сальникова прямо с дирижерского пульта начали исчезать партитуры. Подобная неприятность происходила уже раз пять. Кому эти партитуры могли понадобиться, совершенно неясно.Непрофессионалу в них разобраться очень трудно, поскольку это не просто ноты, а расписанные на весь оркестр произведения. Подобные бумаги никому кроме дирижера не нужны, так что грешить приходится не на злопыхательства коллег, а исключительно на нечистую силу. Таким же таинственным образом исчезли несколько только что написанных партий из «Мастера и Маргариты». Правда, Сальников надеется, что сможет восстановить эти фрагменты по памяти.Елена Быковская столкнулась со следом нечистой силы в доме, где жил Булгаков. Пару месяцев назад она начала писать текст к сцене визита дяди Берлиоза в «нехорошую квартиру». Работа застопорилась, и тогда Быковская решила лишний раз наведаться на Садовую, набраться впечатлений. Достаточно долгое время по субботам в «нехорошей квартире» собиралась музыкально-литературная тусовка, которую возглавляет поэт Алексей Дидуров. В одну из суббот Елена зашла в квартиру, посмотрела на стены, прикинула, где Коровьев мог сидеть, а где дядя Берлиоза стоять, вдохновилась увиденным и ушла. Вскоре знакомые сообщили, что буквально на следующий день после ее визита «нехорошую квартиру» передали на баланс некой организации и дидуровских посиделок больше не будет.[b]Некоторые факты из истории романа «Мастер и Маргарита» [/b][i]Невероятное происшествие случилось в тот день, когда Булгаков написал последние строки сцены пожара в Доме Грибоедова. Супруга Булгакова Елена пошла на кухню, где гудел работающий примус. Как только она вошла, пламя неожиданно взметнулось вверх, перекинулось на другие предметы и двинулось по направлению, которое буквально за полчаса до этого Булгаков описал в романе. К счастью, в отличие от выдуманного пожара в МОССОЛИТе пламя на кухне «нехорошей квартиры» удалось ликвидировать достаточно быстро.Знаменитый режиссер Элем Климов запустил своего «Мастера» на «Мосфильме», но почти сразу работы остановили.Заявку на экранизацию романа Булгакова подавали Ролан Быков, Александр Аскольдов, Владимир Наумов, Геннадий Полока, Эльдар Рязанов — без последствий. Собирался снимать 30-серийный вариант романа Александр Абдулов. Но благоразумно отказался от этой идеи.О «Мастере и Маргарите» режиссера Юрия Кары ходят легенды. Неприятности начали преследовать постановщика с самого начала. За время съемок на фильме сменилось шесть операторов. Большую часть картины снимал Евгений Гребнев. Вскоре после съемок он скончался. Когда группа была в Ялте, позвонил Николай Бурляев, утвержденный на роль Иешуа, и заявил, что его духовный отец не дал ему благословения на эту работу. Михаил Данилов (Берлиоз) и Мария Виноградова (Аннушка) ушли из жизни, так и не дождавшись премьеры.В 1994 году работа была завершена. Кара сделал 4-серийную телеверсию и двухчасовую киноверсию. По условиям контракта, все права на готовый фильм принадлежат продюсеру Владимиру Скорому. В результате долгих судебных разбирательств режиссер все-таки получил право на единственную копию, которую не мог использовать в коммерческих целях — только для фестивальных показов. Но тут продюсер заявил, что весь материал фильма утерян. До сих пор судьба его неизвестна.[/i][b]— Вы не боитесь, что, начавшись с мелких неурядиц, ситуация может принять более серьезный оборот? Елена БЫКОВСКАЯ, поэтесса: [/b]— Как знать, как знать. Со мной тут такая история вышла. Недавно я шла по Тверской. Задумалась о том, как здесь шла Маргарита с букетом мимоз.Подходит парень, просит денег, рубля два хотя бы. Я порылась в сумке, нашла какуюто мелочь. Обычно за такие вещи как благодарят? «Спасибо большое» или «Благослови тебя Господь». А этот парнишка на меня смотрит и спрашивает: «Ты Булгакова читала?» Я обалдела слегка, киваю. А он посмотрел очень внимательно и сказал: «Ты хорошая. Я за тебя у тех двоих, булгаковских, попрошу».[b]Павел САЛЬНИКОВ, композитор, главный дирижер московского Театра оперетты: [/b]— Дело в том, что связываться с «Мастером и Маргаритой» всегда чревато последствиями. Единственный, у кого кое-как обошлось, — это Любимов. Но он, на мой взгляд, сам в определенной степени имеет отношение к потусторонней силе. А со мной по-прежнему происходят странные вещи.В самом начале работы над музыкой к спектаклю, когда я стоял у витрины и рассматривал книги, на меня откуда-то сверху упало оконное стекло. Слава Богу, удар был скользящий, но следы все равно остались. В тот же день я возвращаюсь с репетиции домой и вижу, что моя четырехкомнатная квартира залита водой, это вроде бы соседи сверху удружили.Потом я сразу же потерял очки. Они у меня были очень редкие, специально заказывал.Я стал собираться на работу и вместо того, чтобы положить их в пакет, с которым я в театр хожу, положил очки в пакет для мусора. И их выбросили. А как только я вышел из подъезда, то выяснилось, что ночью в мою машину на всем ходу врезался какой-то пьяный дурак и, разумеется, скрылся. Потом у меня начало сердце прихватывать, а у моей жены начался резкий приступ астмы, и нам пришлось отдать нашего черного кота соседу. По правде сказать, я стал побаиваться: а стоит ли заниматься Булгаковым дальше? Что будет? [b]— Может быть, дух Булгакова или некие темные силы пытаются дать понять, что вы зашли слишком далеко? Насколько мне известно, у вас имеется какая-то своя трактовка произведения? Павел САЛЬНИКОВ:[/b] — В принципе, Булгакова читают по-разному: подростковый роман про Вечную Любовь, сказка о Великом Прощении, история про женщину с Тверской, история про неудавшегося писателя. Наши зрители тоже воспримут роман по-разному. Одни придут ради дуэта Мастера и Маргариты, другие ради карточных фокусов Фагота.[b]Елена БЫКОВСКАЯ: [/b]— Насколько я знаю, Православная церковь очень не одобряет «Мастера и Маргариту». Вроде бы связываться с ЭТИМ грешно. Но мы же о любви пишем, о прощении и о том, что самый большой грех — это трусость. Разве это идет вразрез с постулатами? Наш мюзикл будет о любви.И Маргарита любит, и Мастер, и Воланд, и Пилат. У нас даже Гелла любит. Мы сделали ее особой с нетрадиционной сексуальной ориентацией. По тексту, если вчитаться, можно найти ряд доказательств.Еще мы решили, что Вечный Покой, в который уходят эти двое, — далеко не лучший вариант. Финал мюзикла хеппи-эндом не станет.[b]P.S. [/b][i]У истории про «нехорошую квартиру» совсем недавно появилось продолжение. Дело в том, что все стены Булгаковского подъезда были исписаны цитатами из Евангелия и «Мастера и Маргариты», разрисованы портретами персонажей. Рисунки были на стенах, на потолке, на ступеньках. Как только «нехорошая квартира» попала в новые руки (ее арендовали коммерсанты), то стены подъезда в срочном порядке закрасили. Через некоторое время надписи опять появились. Некоторые вылезли из-под слоя краски, но это, по-видимому, связано не с нечистой силой, а с качеством красителей. Другие письмена возникли весьма загадочным образом. Оказывается, жители подъезда начали сами расписывать стены цитатами из Булгакова. Вроде бы им без этих цитат невмоготу стало. Но говорят, что некоторые жильцы рисовали на стенах родного подъезда как-то механически, как под гипнозом, будто их руками кто-то невидимый водил. По крайней мере среди фанатов Булгакова бытует именно эта версия. [/i][b]«Проклятие Булгакова» не обошло своим вниманием и журналистов «ВМ». Когда этот материал был уже подготовлен к печати, выяснилось, что фотографии, сделанные в булгаковском подъезде незадолго до того как оттуда исчезло большинство надписей, безвозвратно погибли (мы собирались проиллюстрировать ими данную публикацию).Помещение, в котором хранились снимки нашего фотографа Анатолия Мелихова, оказалось залито ледяной водой. Особенно пострадали фотографии и пленки с изображением дома на Садовой и «нехорошей квартиры». Восстановить их уже невозможно. Рукописи, как известно, не горят. Фотографии, как выяснилось, тонут.[/b]