Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

На луну так и не доехали

Развлечения
На луну так и не доехали

[b]В фойе консерватории пахло ладаном. Чинно раскланивались друг с другом батюшки явные, в рясах, и тайные, в штатском, но с бородами, естественная форма которых не оставляла сомнений в принадлежности их обладателей к вере православной.[/b]Кто бы четверть века назад мог подумать, что самый радикальный авангардист Эстонской Советской Социалистической Республики Арво Пярт удостоится к своим 70 годам такой уникальной почести со стороны Русской православной церкви, как авторский концерт в Большом зале консерватории! Правда, в 1968 году скандал в благородном композиторском семействе произошел именно потому, что 33-летний композитор сочинил «Кредо» – небольшую кантату на текст из Нагорной проповеди. Там прямо звучало «Верую во Иисуса Христа», «Верую» (на латыни, но все-таки). «Кредо» завершило вызывающе авангардный период в творчестве Пярта. Восемь лет он не сочинял, а в середине 70-х выработал новый стиль «тинтиннабули» (колокольчики), в основу которого легли «маленькие простые правила». Это смиренная и самоотреченная музыка, в которой высший закон противопоставлен суете людской жизни. В ней уму и красоте есть что делать вместе.Должно быть, Алексей Пузаков, дирижер Свято-Никольского хора Государственной Третьяковской галереи в церковных кругах – такой же авангардист, как в свое время Пярт – среди академистов. Потому что для публики, чтящей когорту Шнитке-Денисов-Губайдулина-Пярт, случившееся столь же удивительно, как если бы православная церковь вдруг организовала концерт из произведений Шнитке. Тем более что на вечере Пярта звучал и орган, к которому Православная церковь относится плохо. И можно только поклониться Минкульту, Союзу композиторов России, Отделу внешних церковных сношений Московского патриархата и спонсорам (Пярт наверное, композитор дорогой; а с 1980 года он живет в Германии по цивилизованным законам) за их усилия по организации концерта, где прозвучали сочинения, нами не слыханные – написанные в 90-х.И все же показалось, что хор Пузакова, один из лучших в Москве, взялся за неподъемный для него стиль. Аскетизм автора был своеобразно, как-то совсем уж по-православному истолкован исполнителями. В своем вступительном слове заместитель заведующего Отделом внешних церковных сношений о. Всеволод Чаплин сказал, что музыка Пярта «напоминает нам о гармонии утерянного рая».Очень точно! Музыка его имеет аромат райских яблок, но уж никак не могильного хлада! Сочинения Пярта, в значительной степени построенные по правилам так называемого минимализма, дают исключительную возможность каждому интерпретатору исполнять их неповторимо. Со звучащими паузами. С необычайным, все большим накалом воли. Пярт – гениально прост, резок, безыскусен (вершина мастерства). В его вере нет ничего от лицемерия тартюфов, коих развелось немало на белом свете. И уж, конечно, музыка его не терпит нажимов, безвкусных крещендо и диминуэндо. А тут случалось, что хор вдруг совершенно по-свиридовски начинал петь нечто вроде «Памяти Сергея Есенина», только в переводе на латынь.Музыка получалась какая-то недостаточная, даже глуповатая – но, видимо, именно своей демонстративной аскезой приглянулась она нашей церкви. А минимализм гениального композитора свелся будто к настойчивому графоманству, которого у Пярта нет и в помине! И ничего не осталось от бесконечного ткачества самой что ни на есть живой жизни, которым беспрерывно занимается созидательный композитор.Ни хористы, ни оркестр «Времена года» не проявили никакого азарта к исполнению весьма изобретательных сочинений, игра их и пение мало имели общего с изысканностью пяртовского стиля.Даже его знаменитые опоры на тоническое трезвучие – так земля стоит на трех китах – свелись к старательно-чистому выведению оного, как на уроке сольфеджио.Очень жаль, что, спеша на концерт, лишь наполовину посмотрела по телеканалу «Культура» фильм о композиторе – тонкий и поистине изысканный.Мы впервые за долгие годы увидели, в какой аскезе (но не в нищете) Пярт живет, как сочиняет, как клеит заплатки из чистой нотной бумаги на вымаранные шестнадцатые ноты, и, когда ему удается попасть линеечка в линеечку, довольно произносит: «Перфект!» Мы даже услышали, как он сам поет молитвы, ежедневно перелагаемые им на музыку.Последний фрагмент, который удалось посмотреть, стоя одной ногой на пороге, – репетиция с органистом в храме (не в православном). Оба музыканта смеются: мол, музыка Пярта – это как полет на Луну на велосипеде! В Большом зале консерватории взлетать было, увы, некуда.А долгожданный вечер великого композитора в день его юбилея превратился в одну непрерывную заупокойную мессу.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.