В споре с Интернетом
[b]Казалось бы, в век мобильных телефонов и электронной почты открытка должна остаться в прошлом. Но не тут-то было[/b].Cамая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком и посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому, который сидел в тюрьме и сочинял любовные послания жене. В конце XVIII вошли в моду поздравительные открытки, заменявшие визитные карточки. В XIX веке открытка стала наконец-то почтовой, а потом и иллюстрированной… Хотят того создатели открыток или нет, все равно их творения несут в себе отпечаток эпохи, рассказывая через столетия о вкусах, пристрастиях, эстетике, технологиях и государственном строе.В последние десятилетия ХХ века культура российской открытки начала медленно чахнуть, чтобы в начале века ХХI неожиданно возродиться на новом уровне. Плотная бумага стала превращаться в произведение искусства если не художника, то дизайнера и креативщика. Почти все открытки – 70 процентов от выпускаемых – теперь напичканы текстами и продаются лучше, чем без него, – в основной своей массе народ не очень любит сочинять поздравления. Пик продаж – с сентября по апрель, когда праздники идут чередой, а лето разработчики используют для подготовки к новой праздничной страде (Новому году и Рождеству, Дню святого Валентина и Женскому дню 8 Марта) и заранее формируют соответствующие серии.Сегодня активно и виртуозно используются новые технологии. Например, компьютеризация позволяет вставить в тело открытки диктофон, куда можно своим голосом записать поздравление.На юбилей супругов приходит звуковая открытка со свадебным маршем Мендельсона. Ребенок на день рождения получает трехмерную открытку по типу книжки-раздвижки, где картинка вырастает из плоскости прямо на глазах – да еще с музыкой, ароматами и палитрой переливающихся светодиодов.У молодежи пользуются особым спросом индивидуальные открытки, выполненные «по требованию». Заказчик на своем домашнем компьютере выходит в Интернет и на сайте продавца выбирает любой эксклюзив, который затем печатается цифровым способом в единственном экземпляре и отправляется по указанному клиентом адресу. Но такая виртуальная картинка имеет свои недостатки. Она как бы висит в воздухе, почти нематериальна, на ней нет ни лака, ни высечки, ни фольги, ни блесток. Так что Интернет в ближайшие десять лет вряд ли отнимет у традиционной открытки большую часть рынка, считают специалисты.На открытки всегда существует мода. Сегодня «хит сезона» – блестки. Раньше фаворитом отделки была фольга. Классикой считаются открытки с цветами.Но и здесь дизайн со временем меняется. Если долгие годы были популярны и хорошо продавались красные розы, теперь рынок повело в сторону более изысканного дизайна – оригинальные цветы, лаконичные композиции.Создатели внимательно следят, как расходится их «товар», и если продажи успешны, тираж допечатывают, а если нет – дизайн отправляют в архив.Время значительно раскрепостило жанр поздравительной открытки, освободив ее от идеологической нагрузки и сделав тем, чем она была изначально, – бумажным почтовым голубем с весточкой и приветом от близких, красивой картинкой на память, сувениром, радостью.К традиционным новогодним сюжетам, поздравлениям с официальными праздниками добавились десятилетиями запретные открытки «С Рождеством Христовым!», «С Пасхой!», «С Днем ангела!» Подростки и молодежь с большим энтузиазмом встретили популярные на Западе «валентинки» и разного рода прикольные открытки-шутки.