Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Служители пульта

Развлечения

[i]В ближайшие дни всем нам предстоит общаться с представителями РПЦ чаще, чем обычно. Даже если вы воинствующий атеист. Телевидение сделает каждого зрителя участником торжественного богослужения.Благое, в принципе, дело — телетрансляция праздничных служб для тех, кто по разным причинам не может добраться до храма, — превратилось в агрессивную манию.В полном соответствии с народной мудростью — «Заставь дурака Богу молиться...» — два канала одновременно показывают службу в Богоявленском соборе, еще один — ведет трансляцию из Храма Христа Спасителя, третий — размещает камеры в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Корреспондент TV-Текста решил проанализировать феномен воцерковления отечественного ТВ.[/i][b]Ящик сатаны [/b]Дискуссия о том, можно ли использовать телевизор (он же «ящик сатаны») для проповеди Евангелия актуальна по сей день. Правда, церковные иерархи по-тихому от участия в дискуссии отстранились и начали уверенно осваивать новое дело. Началась спокойная работа над созданием православного телевидения. Идея эта в самое короткое время была подхвачена широкими кругами образованной и стремящейся к вере общественности.Что получилось в результате? Читаем материалы отчета «Средства массовой информации Русской православной церкви на пороге третьего тысячелетия», подготовленного председателем издательского совета Московской патриархии архиепископом Тихоном: «За минувшие годы на телевидении было создано много интересных передач, таких, как «Православный месяцеслов», «Ортодокс», «Канон» и, конечно же, авторская программа митрополита Смоленского и Калининградского «Слово пастыря». К сожалению, не все они дожили до нынешнего дня...».При всем желании способствовать популяризации православного вероучения, хочется заметить: странно, как вообще дожили до сегодняшнего дня некоторые из этих программ. Они же из года в год не могут вырваться из круга дежурных тем: каким святым о чем молиться, постное меню, проблема абортов и сексуальное воспитание в школе.Практически это все, что родила православная тележурналистика за одиннадцать лет.Чтобы избежать обвинений в непочтении к православию, отметим, что качество религиозных программ — беда не только отечественного ТВ. По данным, полученным американскими социологами, 60% верующих американцев крайне недовольны религиозными телепрограммами. Основная причина разочарования в «религиозном телевидении», по мнению опрошенных, состоит в том, что авторы программ не учитывают запросов зрителей.[b]Лицом в бесконечность [/b]«Если вы столкнулись с проблемой импотенции, имеет смысл сходить в церковь. Нужно рассказать батюшке о своих проблемах... Ведь все мы стоим перед лицом бесконечности».Иван Охлобыстин, программа «Без рецепта», эфир — март 2000 г. Продвижением православных программ на телевидении изначально занималось Православное Информационное Телевизионное Агентство (ПИТА), которое затем было реорганизовано в Информационное агентство Русской православной церкви.Впрочем, ни на форме, ни на содержании программ реорганизация не отразилась. «Канон», «Ортодокс» и другие церковные продукты так и оставались сухими и пресными, как одноименная пресная лепешка-пита.Идея оживить эти программы возникла три года назад. Выяснить, кто решил привести в православную программу Ивана Охлобыстина, не представляется возможным, так же, как получить в Патриархии конкретный ответ на какой-либо вопрос. Вероятно, о таланте и пламенной вере Ивана Охлобыстина упомянул кто-то из особо продвинутых московских священнослужителей, например о. Александр Шаргунов, имеющий самые широкие связи в мире православного истеблишмента.Но суть не в этом. Приход бывшего наркомана, рокера и отвязанного во всех смыслах «чувака» в эфир православной программы, казалось бы, должен был приблизить ее к народу.Но чуда не произошло. Самое интересное, что программа осталась такой же скучной, как была. Это при том, что охлобыстинские эскапады в православном духе до сих пор цитируют все кому не лень (смотри выше).Выводов из истории прихода-ухода Ивана Охлобыстина можно было сделать достаточно, однако руководство Информационного агентства РПЦ ограничилось одним — ничего не получилось, потому что ведущий плох. Ведущего сменили. Теперь программу «Канон» ведет никому не известный, в отличие от Охлобыстина, Дмитрий Менделеев в компании тинейджеров и представителей прессы. Участники высказывают свое субъективное отношение к посту или венчанию, приводят аргументы, не вступая в споры друг с другом. Очень чинно и вполне в духе современного диалога всех со всеми.Вообще православное телевидение постоянно пытается, с одной стороны, быть современным и популярным, а с другой — следовать догмату и традиции (если это слово применимо к телевидению вообще). В итоге не получается ни того ни другого.Телевизионное православие сегодня представлено в двух видах — сусальное в бумажных цветочках с непременным батюшкой, который учит, как надо жить («Слово пастыря», «Русский дом»), или уж какое-то совсем «либеральное», представленное в рубриках различных светских программ — беседы со священнослужителями в рамках телеканалов «Доброе утро» и «Добрый день» (ОРТ), «Дата» (ТВЦ).Так, совершенно случайно включив ТВЦ или канал «Культура», можно наткнуться на экскурс по святым местам или дискуссию о совместимости сексуального просвещения с православной традицией. Или и вовсе на обсуждение проблемы пришествия антихриста в связи с присутствием числа 666 в штрих-кодах или ИНН.[b]Христос смотрел и нам велел [/b]«Новое русское кино, бесконечные телеигры и ток-шоу отечественного телевидения твердят одно: главное — успех. И лишь старое советское кино и некоторое голливудские картины намекают: успех — не главное. Главное — не предавай, не топчи других людей, уступи слабому и защити его».Диакон Андрей Кураев, статья «Фильм о «Титанике»: взгляд богослова».Часто в эфире программ, заигрывающих с православной тематикой, выступает священник Олег Стеняев и освещает, в частности, такую деликатную тему, как отношение церкви и священнослужителей к деньгам. Нет смысла цитировать отца Олега, достаточно сказать, что сей пастырь известен тем, что одним из первых в Москве начал освящать машины, офисы, магазины. Кстати сказать, в прихожанах заметно встречное рвение. Добропорядочный христианин Никита Михалков однажды явился на службу в храм Николая Чудотворца в Пыжах к святому отцу Александру Шергунову с целью освятить статуэтку «Оскара». Обряд был совершен.Отдельная тема — внешнее соответствие священнослужителей требованиям экрана. Лицеприятие — конечно, грех. Но совершенно непонятно, какого эффекта пытается добиться церковь, «выпуская» на экран для проповеди поста и усмирения плоти «батьку» весом под двести кило, лоснящимися щеками и заплывшими глазками.Вообще телевизионная версия православия — вещь своеобразная. Согласно этой версии, православие можно вполне компактно уложить в понятие поста, молитвы, послушания и отказа от тлетворных благ цивилизации, не вдаваясь особо в подробные объяснения смысла всех этих действий. Доходит до того, что отдельные телепроповедники в эфире призывают отказываться от чая, кофе и... просмотра телевизора.Как сказал один мудрый священник в ответ на очередной такой призыв: «От собственной глупости надо отказываться, а не от телевизора».Впрочем, есть и исключения. Периодически на каналах выступает диакон Андрей Кураев, который говорит вещи настолько мудрые и простые, что поневоле создается впечатление, будто Кураев раскольник или человек, к Московской патриархии отношения не имеющий.Хотя это и не так, Кураева интересно слушать. Почему? Возможно, причина в том, что он ведет себя на экране не как поп, а как человек, который верует в Христа и несет эту веру, а не машет ею, как красным флагом. Вера не мешает ему говорить о том, что ему нравятся «Титаник» или «Терминатор».В пасхальные дни верующих ожидает испытание. Дай Бог всем им не усомниться в своей вере после Страстной и Пасхальной недель, а неверующим не застыть навеки в неверии.Каналы будут соревноваться в показе праздничных богослужений с участием политиков и первых лиц государства, выступлений патриарха, пасхальных программ и фильмов. Очевидно, в последние годы многие государственные имиджмейкеры вспомнили знаменитую триаду графа Уварова, которая всегда дает свои плоды: православие, самодержавие, народность.Функции народности у нас выполняет поп-культура, чьи проявления настигают повсюду — от архитектурного облика до музыкального оформления нашей жизни. Самодержавие? Ну это, очевидно, по-новому понимаемый авторитаризм, всенародно избранный и с человеческим лицом.Православие — с этим тоже все в порядке. Только самый последний циник усомнится в полезности и святости публичной телемолитвы. Дорога к Храму уже заасфальтирована.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.