Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полунин и его Дьяболо

Развлечения
Полунин и его Дьяболо

[b]Вячеслав Полунин получил премию «Триумф», сыграл на сцене «Новой оперы» спектакль «Snow show», с которым объездил весь мир (даже Гавайи) и пообщался с вашей корреспонденткой до и после представления.Количество артистического и политического бомонда на его спектакле позволяло предположить, что клоунада возведена у нас в разряд важнейшего из искусств.Если это клоунада Вячеслава Полунина.[/b][i]Рукав пальто, откуда внезапно появляется воспоминание о самой сильной любви; два свистка и два шарика, с помощью которых можно изобразить все многообразие семейных ссор; амуры с подбитыми молью крыльями, которые буквально расстреливают клоуна любовными стрелами; снежный буран, который заметает одинокую фигурку в желтом балахоне...Андрей Вознесенский всхлипывал, как ребенок, Борис Березовский тщетно отряхивался от валившего бумажного снега, Чулпан Хаматова самозабвенно резалась в снежки с кинопартнерами, Виктор Шендерович оттачивал волейбольные способности на надувном «шарике» размером с малую планету. В общем, как пел Высоцкий, «двери наших мозгов посрывало с петель» от внезапно свалившегося на Москву «Snow show», в кои-то веки сыгранного в Москве.[/i][i][b]Перед спектаклем:[/b] «Я не могу здесь весь зал полностью подчинить действию — больно люстры дорогие. Но вообще люблю, когда публика вместе со мной вовлечена в происходящее. Я часто выступаю на оперной сцене, мне нравится сочетание эпического пространства оперы и жалкой фигурки клоуна. Похоже на последнюю сцену из «Короля Лира».[/i][b]— Вы, Вячеслав Иванович, называете свой жанр трагической клоунадой. А вам не приходило на ум, что в этом словосочетании, которое породил ХХ век, есть какой-то нонсенс?[/b] — У каждого века своя трагедия, и я не думаю, что наша атомная бомба страшнее, скажем, чумы ХIII века. Просто искусство развивается, и явление, допустим, в театре Станиславского или Гротовского откликается во всех искусствах. Клоун сегодняшний должен ориентироваться на публику, которая читает новейшую литературу, смотрит сюрреалистов и так далее.Клоун должен вбирать в себя всю культуру. «Вбирание» трагедии в комедию — вполне естественный этап развития. Следующий этап, для меня, по крайней мере, — это метафизическая клоунада.[b]— Во время вашего «Шоу» москвичи смеялись даже во время самых грустных эпизодов. Вас устраивала такая реакция?[/b] — Я люблю разнообразие. Я могу сделать этот спектакль абсолютно смешным, а могу вас почти напугать. Я люблю поворачивать его то вправо, то влево. Я слушаю настрой публики, я слушаю себя, хочу ли я повести ее за собой или пойти у нее на поводу. Но жизнь настолько интересна, что впихивать ее в какие-то рамки или ломать рождающуюся атмосферу ради своих принципов я не хочу. [i][b]Перед спектаклем: [/b]«Я не знаю, сколько артистов сегодня будут играть спектакль. Они все приезжают и приезжают. Иногда мы его вдвоем играем, а сегодня, наверное, будет человек двадцать». [/i][b]О Караване мира [/b]— Это очень красивая история. Те, кто с этим соприкоснулся, были уверены, что достигли такой счастливой вершины, о которой можно только мечтать. А вся идея родилась из-за того, что мне захотелось в конце ХХ века показать изначальную суть актерства как образа жизни. Актеры — кочевой народ. Испокон веков они болтались по Европе, из страны в страну. Где находили свою публику, там и оставались, пока не надоедали и не получали под зад коленом. Когда-то это были кибитки, а теперь... Знаешь, есть такой фестиваль цыган — я однажды специально к ним съездил. Где-то под Марселем они арендуют каждый год огромную территорию на сотни гектаров. Но пресловутых шатров и коней там не так уж много. В основном цыгане приезжают на огромных «мерседесах», к которым прицеплены шикарные трех-, четырехкомнатные квартиры с каминами, с мраморными ваннами.Так современные цыгане болтаются по Европе. Они сумели сохранить свою суть, хотя и впустили к себе цивилизацию. Не каждая нация может позволить себе жить так, как решила. Я им очень завидую. Мы попытались сделать что-то похожее. Конечно, у нас не было «мерседесов» и пятикомнатных квартир на колесах.Но нам удалось привезти из Югославии пятнадцать домиков на колесах, выменяв их на вагон чугуна. Уговорили министерство машиностроения дать нам «москвичи» и «жигули». Три года мы готовили наш караван. Я объездил всех министров культуры Европы, собрал три миллиона долларов. Просидел по полгода во всяких наших министерско-профсоюзно-комсомольских кабинетах, но от России деньги дал только СТД. В итоге к двадцати основным театрам «прибилось» еще что-то около сорока театров.По Европе двигался огромный город на колесах — с кошками, собаками, бельем на веревочках, цветами в горшках. А когда мы цыганским табором заняли весь сад Тюильри, весь Париж сбегался на нас посмотреть. В общем, мы выразили идею того, что человек свободен и делает, что хочет, где хочет и когда хочет.[b]О доме [/b]Дом — это моя огромная мечта. У меня есть, конечно, квартира в Петербурге, где живет моя мама и где я провожу два-три дня в году. А так я живу года по два в каждой стране, пока не надоест. Там и мой дом — семья, библиотека, реквизит, мастерские. Два года я жил в Париже, потом в Монреале, потом в НьюЙорке, теперь четыре года в Лондоне, который мне уже надоел, но я еще не решил, куда сейчас поеду — в Париж или Амстердам. Я так устал от этой жизни! Но я так люблю эту жизнь! И потом я никак не могу решить — вот то место, где я хотел бы остановиться... Месяца на три в году вместо трех дней.Я когда-то изучал иностранные языки. Но потом понял, что за женой мне в языках все равно не угнаться. И за детьми. Поехали мы как-то в Италию, а с нами девочка лет семи, которая жила там с родителями год. Итальянцы, как известно, не говорят ни по-английски, ни по-французски.Представляешь картину: стоят взрослые дяди, говорят о каких-то шнурах, переключателях, а между ними вот такой клоп спокойно все это переводит.[b]— Культовые словечки вроде «асисяй» или «льзя» вы для себя нашли в других языках?[/b] — Я вообще не очень тянусь к тому, что уже сделал один раз. И потом наши социальные категории — «льзя-низзя» — там не нужны. Французы больше всего ценят у меня поэзию, англичане — абсурдизм, американцы — веселое начало. И всем кажется, что они меня понимают. Конечно, больше всех меня понимают русские. Это от нашего Акакия Акакиевича пошло — способность к жалости, состраданию и самоиронии.[i][b]Перед спектаклем:[/b] «У меня есть один потрясающий актер, Ануфрио Калюччи — я его во время Венецианского карнавала на улице нашел. Он абсолютно сумасшедший, но мне понравилось, как он заводит публику. Я взял его с собой, и через две недели он уже выучил свою роль.Есть потрясающий артист из Эстонии — этакий типаж Муссолини. Есть актриса из Бразилии — во-о-от такой ширины. Ее в Лондоне очень любят.[/i][b]О женщинах...[/b]Моя жена — и актриса, и администратор, и мама. Она очень страдает, что у нее нет дома. И в каждом уголке мира пытается создать уют. А уголки мелькают...Сейчас она стала замечательной клоунессой, ее персонаж, зеленый, — мой самый любимый. Мы слишком много обсуждали наши спектакли, и она теперь лучше всех понимает, в каком направлении мы идем. А вообще женщинам очень сложно в клоунаде, потому что им надо отказаться от идеи «Я должна быть красивой».А ведь женская идея жизни — абсолют красоты. И это правильно, должен же кто-то уравновешивать ужасность нашей жизни.[b]... и о мужчинах [/b][b]— Тогда мужчина клоун должен отказаться от стремления быть умным.[/b]— Главная проблема клоуна, особенно клоуна-интеллектуала, выглядеть глупым. Очень многие хорошие клоуны не могут перешагнуть через интеллект. Он выходит, и ты видишь — умный.Главная моя проблема — перестать думать на сцене, погрузиться в естество моего персонажа, который живет интуицией.Размышление — мое естественное состояние, но, наверное, это меня все-таки профессия заставила. Я, может, по природе своей был бы лириком-флегматиком, а профессия сделала меня деятельным сангвиником или даже холериком.[b]— Как же вы интеллект-то отключаете?[/b] — Есть несколько вариантов. Можно напевать какую-нибудь глупую песенку (что-то вроде «Я моряк, красивый сам собою, мне от роду двадцать лет») и впадать в радостное состояние. Можно просто расконцентрировать взгляд и отключиться от мира, глубоко задумавшись над неразрешимой проблемой, вроде: а куда я хочу пойти, направо или налево? [b]О Дьяболо [/b]Мы с Михаилом Шемякиным придумали спектакль, которому уже давно пора выйти на поверхность, — «Дьяболо». В этом слове заключается все то, что я хотел сказать спектаклем. С одной стороны, так называется веселая детская игрушка, с другой — сильная связь с тайной стороной жизни. Мне хотелось соединить игру и опасность. Вообще спектакль должен отражать полностью меня на данный момент.Пока я не найду для этого соответствующую форму, я спектакль не выпущу. Но тут другая история — требуется некоторое количество денег. Миша Шемякин — человек разгульный, как и я, и уж если он оформляет спектакль, то он займет своими объектами все сверху донизу — живого актера не всунешь. Его мир бесконечен. Мы ждем, когда найдется организация, которая все это оплатит.[b]— Вы прямо как Воланд — «никогда и ничего не просите...»[/b] — Я раньше просил. А потом понял, что это отнимает слишком много времени и сил. В конце концов все и так произойдет.— Валерий Гергиев пригласил вас ставить «Любовь к трем апельсинам». Вы хоть представляете себе, как будете работать с оперными артистами, которым важнее всего, звучит ли у них голос? — Честно говоря, не представляю. Но получилось же это у Роберта Уилсона. У него потрясающие оперные постановки, и я мечтаю, чтобы он поставил чтото со мной.[i][b]Перед спектаклем:[/b] «У меня есть 91 фильм Чаплина. У меня есть 14 книг о Чаплине — все, что выходило в России. У меня есть папка вырезок о нем. Мой сын знает наизусть все его картины — может любую рассказать с любого места. Но однажды я понял, что наши пути с Чаплиным разошлись, и я больше ничему не смогу у него научиться. Однако он так сильно вдохновляет меня, что стоит мне посмотреть кадр из фильма «Огни большого города», и я готов выскочить на сцену как ошпаренный».[/i][b]Про имидж [/b]Я знаю все, что до меня было сделано в клоунаде. Несколько лет в библиотеке просидел. Знаю все формы носов, башмаков, париков. Отдельно изучал мультипликацию — мой любимый вид искусства. У меня огромная коллекция мультфильмов. Обожаю живопись. В моем доме одна стена — это полка с книгами и альбомами по сюрреализму. Конечно, это все сидит в подкорке, когда я придумываю новые спектакли.А прическа... Раньше другая была — еще с передком. Теперь только сзади осталось. Раньше, выходя на сцену, я устраивал анархизм на голове, потому что клоун — анархист по природе.После этого очень жалко было расчесываться и выдирать целые клочья. Я перестал расчесываться, и теперь волосы мои живут абсолютно самостоятельной жизнью.[i][b]Перед спектаклем: [/b]«У меня есть один любимый клоун, знаменитый Джордж Карл. Он уже старый, выступает раз в несколько месяцев. Я приехал к нему в Лас-Вегас и несколько дней тщетно пытался его найти, пока кто-то мне не шепнул его адрес.Прихожу — маленькая каморка с грудой тряпья, которая шевельнулась, и оттуда выползло какое-то чудовище. Это и был Джордж Карл. «Не обращай внимания, — говорит, — я здесь просто сплю, а живу в другом месте». И повез меня за город, где у него буквально дворец выстроен. Правда, дворец весь в паутине, потому что там никто не живет. Подтащил меня к полутораметровой горе кассет и говорит: «Выбирай». Конечно, он меня тоже видел, иначе не стал бы со мной возиться».[/i][b]О детях клоунов [/b]Отросла у меня в Италии борода. «Ты — прямо Карл Маркс», — говорит мне жена. А сын Ваня ее поправил: «Ты, мам, ошибаешься, у братьев Маркс не было Карла». Современный ребенок.[b]— А развлечения у него современные? [/b]— Мы очень следим за его занятиями. Можем телевизор ему вырубить на полгода или компьютер с играми выбросить. И ему ничего не остается, как заниматься живописью и выступать на сцене. Но нам проще — мы обособленное государство, болтаемся по миру. Если бы у сына было двадцать друзей и все бы играли в компьютерные игры, было бы сложнее его ограничивать. Но у него другие друзья — один в Париже, другой в Лас-Вегасе. Они перезваниваются — а когда твой цирк едет в Европу? Здорово, значит, мы в Барселоне пересечемся. Грустно, конечно. А с другой стороны, это фантастическая жизнь.[b]Вместо послесловия:[/b] [i]«Если вы увидите, что я начал работать здесь, значит, в стране что-то изменилось. А то ведь смотри: запланировал я гастроли, а рубль обвалился — одна ситуация. Миша Шемякин привез свои декорации, а вывезти не может — другая ситуация. Кто-то начал заниматься моими гастролями и вдруг исчез — третья. Что-то все время мешает нормальной циркуляции культурных процессов. Но появление таких вещей как Чеховский фестиваль или «Триумф» доказывает, что какие-то прорывы случаются».Прорывы и впрямь случаются. В мае Вячеслав Полунин сыграет в Москве уже не один, а несколько спектаклей. Говорят, в Москве ему предложили создавать свой театр. А на будущий год он с помощью уличных театров Европы устроит огромную бучу во время Международной театральной олимпиады. Например, его «бойцы» будут копьями забивать автобус (символ цивилизации), жарить его на первобытном вертеле, нарезать ломтиками и подавать публике. Клоуны, одним словом.[/i][b]Досье «ВМ» [/b][i]Вячеслав Полунин — клоун, мим, актер, президент Международного театрального центра «Академия дураков». В 68-м году под крышей Ленинградского театра «Лицедеи» собрал группу единомышленников. Наиболее знаменитыеномера и шоу «лицедейского» периода: «Асисяйревю», «Фантазеры», «Картинки с выставки», «Петрушка», «Ночь на Лысой горе», «Телефон», «Уличное шоу «Катастрофа». Снялся в фильмах «Как стать звездой», «Лицедеи», «Небывальщина», «Привет, дуралеи». Последние годы Полунин живет и работает за границей.[/i]

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.