Попечительский совет: помощник или очередной «сборщик податей»?

Общество

[b]Попечительские советы для России не новость.В конце прошлого века состоятельные люди брали под опеку гимназии и школы, которые государство и в те времена не баловало вниманием. Назначали особо одаренным ученикам стипендии, оплачивали обучение детей из бедных семей, помогали школе материально.Правда, за использованием средств строго следили — зарвавшегося директора могли даже лишить места.Но контрольные функции совета не являлись основными, главной его задачей было помогать всей школе и каждому ученику в отдельности. После революции вместе с состоятельными людьми исчезли и попечительские советы.[/b][i]Сейчас о них снова заговорили. В 1992 году Закон об образовании продекларировал идею общественно-государственной формы управления образовательными учреждениями как основную. Однако особого энтузиазма по этому поводу ни у родителей, ни у педагогов не возникло. Даже в Москве органы самоуправления были созданы лишь в немногих учебных заведениях. Некоторые из них получили название попечительских советов.По сведениям Московского комитета образования, сейчас таких школ не больше 10%. Правда, все они здорово отличаются от остальных добротно отремонтированными помещениями и новейшим техническим оборудованием. Директора уверяют, что все это — результат деятельности попечительских советов.Но другие руководители до недавних пор не спешили следовать их примеру, к тому же жестких указаний по этому поводу никто не давал. Только перед началом нынешнего учебного года президент РФ подписал Указ, в котором всем российским школам настоятельно рекомендуется обзавестись попечительскими советами. В них предлагается ввести родителей, школьную администрацию, спонсоров, представителей различных общественных и государственных организаций. А потом всем вместе думать, как и чем обеспечить учебный процесс, чтобы дети смогли получить разностороннее образование и хорошее воспитание. Попечительский совет мог бы также решать конфликтные ситуации между родителями, детьми и педагогами (вплоть до отстранения учителя от уроков).[/i]Отношение к этому указу неоднозначное. По словам директора школы № 1285 Нелли Трошкиной, возражений против попечительского совета нет ни у нее самой, ни у родителей, ни у коллектива. Но у них уже существует совет школы и родительский совет, который очень успешно решает все проблемы. Компьютерный класс обустроен на средства мам и пап, они же финансировали покупку 20 телевизоров, обучающих компьютерных программ. По решению совета всем нянечкам повысили зарплату (опять-таки из средств родителей), чтоб не разбежались. В школе чистота и красота, все довольны.— Нам непонятны некоторые функции, которыми предлагается наделить попечительские советы, — говорит Нелли Михайловна. — Как родители, не имеющие специального образования, могут советовать нам вносить изменения, например, в учебный план? Или решать судьбу учителя? Пока не очень понятно, чем должен заниматься попечительский совет при наличии школьного и родительского.Директор гимназии № 1058 Светлана Селиктор к попечительским советам относится положительно: — Как только появятся документы, четко регламентирующие деятельность этих организаций, их взаимодействие со школой, остальными родителями, другими общественными школьными образованиями, мы попечительский совет создадим. Он нужен, чтобы учитывалось мнение мам и пап об образовательном процессе, в чем-то контролировался педагогический коллектив, оказывалась материальная помощь.На прошлой неделе все окружные управления образования получили «примерное положение», которое и должно было внести полную ясность по всем вопросам, касающимся попечительских советов. Но вместо этого документ еще больше все запутал. Например, там написано, что совет — форма самоуправления, но не сказано, какая.Будет ли он юридическим лицом или просто общественной организацией, и какие права, исходя из этого, будет иметь. Ничего не говорится в «положении» и о том, кто должен быть инициатором создания попечительского совета. Если директор, то где гарантия, что совет не станет проводником только его интересов? А строка « ...совет дает рекомендации в документы об организации учебного процесса» вообще вызывает у специалистов недоумение.Им известны только два документа: учебный план, который составляется на основе базисного, и расписание уроков. Какие рекомендации могут давать непрофессионалы? Разве что, выбрать что-то конкретное из списка дополнительных занятий. Но это родители делают без всяких советов на первом же классном собрании.В положении не просматривается характерных только для попечительского совета функций, многие из них точно такие же, как у совета школы и родительского комитета. И вообще, место предлагаемой структуры среди уже существующих не определено. Единственное, что ясно всем — попечительский совет должен добывать для школы деньги, а потом решать, на что их потратить. Руководитель одного из окружных управлений образования так и сказала: «Почему не назвать вещи своими именами? Ведь очевидно, что попечительский совет нужен, чтобы изыскивать дополнительные финансы. Школа представляет попечителям программу развития, а совет после того, как она будет одобрена, обеспечивает ее финансирование. Вот и все. К чему совету те функции, которые уже кем-то выполняются?» Кстати, родители насчет попечительских советов имеют однозначное мнение.Ирина Павловна, мама второклассницы Кати: — В нашей школе есть такой совет. В него директор выбрала удобных ей родителей. Уж не знаю, берут ли они деньги с кого-нибудь, кроме нас, но поборами замордовали: только и успеваем открывать кошельки. Отчеты о том, куда деньги тратятся, ежемесячно висят на доске у входа в школу. Но в их объективность верим слабо, поскольку знаем, что директор регулярно отдыхает на Гавайях.Инна Алексеевна, бабушка семиклассницы Юли (активная женщина, член совета школы): — Да, предлагали нам попечительский совет создать. Но все отказались, не нужен нам еще один официальный «сборщик податей»! И так сдаем, то на «видики», то на книжки.Ольга Петровна, ее сын учится в 9-м классе: — Если бы через попечительский совет можно было вносить свои предложения и претензии к администрации школы, то я — за. Например, у сына уже несколько лет нет урока труда. Точнее, дети сидят без дела, а преподаватель что-то мастерит себе на дачу или на заказ.Сколько раз обращались к директору — бесполезно. Но если этот совет только деньги будет собирать, тогда я против.Председатель Московского комитета образования Любовь Кезина не устает повторять, что образование у нас бесплатное и ни один директор или учитель не имеет права требовать с родителей денег. Но российские школы бедны, а потому директорам приходится просить то на ремонт, то на реактивы. В идеале попечительский совет именно то, в чем школа действительно нуждается. Только если он будет таким, как сто лет назад: неравнодушным, доброжелательным, щедрым и заботливым «дядюшкой».

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse