- Город

Любовь Мартынова: Я была из другого спектакля

Сергей Собянин рассказал о программе профориентации молодежи

Россиянка заразилась коронавирусом на круизном лайнере в Японии

Синоптики рассказали, какой будет погода в марте

Грудинин ответил судье КС на слова о «незаконно созданном» СССР

Длинные выходные ждут россиян из-за Дня защитника Отечества

Политологи объяснили слова Зеленского о выборах в Крыму

Что известно о напавшем на прихожан храма в центре Москвы

Протоиерею ответили на слова о «бесплатных проститутках»

Врач опроверг заявления о вреде любого количества алкоголя

Новый русский миллиардер. Как Николай Сторонский заработал состояние

Избившая таксиста участница «Красы России» рассказала об инциденте

«Классическая схема»: как экс-глава управления ФСИН мог пронести пистолет в суд

Политолог объяснил нервное поведение Лукашенко

Что нужно успеть сделать москвичам до 1 марта

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

Любовь Мартынова: Я была из другого спектакля

Монолог актрисы, сыгравшей на сцене одну главную роль. Роль актрисы…

[i]Когда-то Станиславский задавал риторический вопрос: любите ли вы театр? Сегодня актуальнее спросить: как живут актеры, не те немногие, кто «засветился» в кино или обласкан властями, — их, в общем-то, не так уж много, а те, кто стал кровью и плотью театра и только его? Как складываются судьбы людей, чье служение театру — их судьба, и порой далеко не звездная. Что там за гримом, если приоткрыть занавес души? [b]Любовь Мартынова [/b]— актриса МХАТа, той половины, которая носит имя Горького. Участвовала в спектаклях «Уходя, оглянись!», «Три толстяка», «Эльдорадо», «Господа Головлевы», «Валентин и Валентина», «Дачники», «Амадей», «Синяя птица» и других. Как бы ни складывалась ее судьба, никогда театр не переставал быть смыслом ее жизни. Я зашел к Любе в гримерку, включил диктофон и вжался в кресло. Я был единственным ее зрителем и слушателем.[/i] — Однажды после «Валентина и Валентины» один молодой артист сказал: «Мартынова разрушает спектакль…». Да, я, пожалуй, одна осталась из того состава 20-летней давности, хотя и не была первоисполнительницей роли Машки — сестры главного героя Валентина. Актриса Танечка Глебова готовилась стать мамой, и меня с одной репетиции, которую провела Анастасия Павловна Георгиевская, после новогодней ночи 1976 года поставили играть в спектакле. Сколько прошло времени… Раскол театра, менялись правительства, сколько сменилось составов исполнителей в этом спектакле, и за него отвечают уже другие режиссеры… Артист Сергей Борисович Сафонов, играя в спектакле роль прохожего, а в этой роли были и Олег Николаевич Ефремов, и Евгений Александрович Евстигнеев, в финале ушел за кулисы, а на общий поклон уже не вышел, не смог. В этом спектакле я бегала в школьной форме, переживала за своего «старшего брата», который в последние годы мне уже как артист в сыновья годился, и кричала в заключительном моноложике рощинские слова: «Замечательные люди не были бы такими замечательными, если бы не любили, не понимали в красоте, в прекрасном… Да ни в одной книжке без этого не обходится!.. Значит, это так, значит, у всех так! Человек не может жить без любви!». Разрушается все… Да и разрушить можно все, начиная от империи до своего дома и собственного здоровья. Дорогой мой, одаренный артист! Ты говорил, что я разрушаю… Прости и пойми! Есть процессы непреднамеренные. Просто я была из другого спектакля, из другой жизни… и не было у меня родителей-артистов… Я дочка военного геодезиста-топографа и, как говорили о женах военнослужащих, дочь домохозяйки. А у этой хозяйки дома было трое своих детей и много чужих детей и людей, которым во время войны и после она помогала не умереть от голода. Это важно знать и не забывать моему сыну, которого мои родители помогли мне вырастить, поставить на ноги, так как мужа у меня не было. Был только театр. Да, наверное, это мой театр, лично мой. Потому что тот театр, в котором я всю жизнь проработала, меня и не вспомнит, кроме таких же бескорыстных его служителей, как я… А нас очень много, значит, и такие песчинки из космоса для чегото, наверное, нужны… Миграция в театральной жизни, в общем-то, явление нормальное. Некоторые переходят в другой театр, другие создают свой. Сергей Десницкий и Елена Кондратова — МХАТовцы, теперь руководят театром «Одеон». Актриса из другой половины МХАТа со своим мужем открыла магазинчик в помещении Дома актера. В очень трудные времена и я у них несколько месяцев работала продавщицей, а четыре года назад даже торговала водой и пивом на Кутузовском проспекте. Иногда играем спектакли-сказки в детских садах и школах. Приходится выживать. Главное — не уходить, если ты не можешь без театра. Но бывает всякое. Таня Глебова сегодня не играет. Говорят, она шьет красивые, нужные вещи для церкви. А тогда, на следующий сезон после моего ввода в спектакль «Валентин и Валентина», она стала мамой и вернулась в театр. Теперь уже она заменила меня в спектакле «Дачники», который выпустил замечательный человек и режиссер Владимир Петрович Салюк. В тот год я поехала к своей уже немолодой мамочке под крылышко, в свой любимый город, на старый-старый, дорогой мне Невский проспект, где родилась. Здесь до революции жили родители моего папуленьки и родители моей бабушки, которую я никогда не видела. Я поздний ребенок. И в старейшей больнице «Снегиревке», где я сама появилась на свет месяц спустя после смерти Сталина, у меня родился сыночек Алеша. Запомнилось, как любимый артист и режиссер тогда, в день рождения Алексея, обронил фразу: «Все, артистка кончилась…». И ведь прав оказался! Но, наверное, это был конец карьеры. Началась жизнь мамы-артистки. Будни превратились в праздники, а праздников в общепринятом, календарном понимании никогда не было. А в том театре, где я сейчас работаю, именно работаю, а не служу, как было принято говорить, я сама себя стала называть «воскресной артисткой». Все выходные, все праздники, особенно в дни школьных каникул, занимаюсь поисками счастья в спектакле «Синяя птица». Такая моя артистическая судьба: в спектакле «Валентин и Валентина» до самого зрелого возраста открывала «формулу любви», а теперь, уже в совсем зрелом возрасте, пытаюсь постичь простые человеческие истины: что такое добро и зло, а главное — понять, в чем смысл жизни. Леше, моему сыну, было лет восемь, когда Анна Анатольевна Горюнова — исполнительница роли Тильтиля, и дочь лучшей исполнительницы этой роли Веры Дмитриевны Бендиной, вводя меня в спектакль, говорила: «Смотри на своего Лешеньку — это ты… И у тебя все получится…». Когда неплохо проходит спектакль и когда «подкатывает», прощаясь со зрителями, я говорю уже от себя: «Будьте счастливы!». Московскому Художественному театру в этом сезоне исполнилось 100 лет. Спектаклю «Синяя птица» — 90. Мне тоже уже достаточно, а я все ищу и ищу счастья…

Новости СМИ2

00:00:00

Анатолий Горняк

Протоиерей Дмитрий Смирнов и бесплатные проститутки

Ирина Алкснис

Решение о сбережении: почему россияне начали копить

Александр Лосото 

Спасибо за жуткие сказки про коронавирус

Антон Крылов

Зачем нужны поправки к Конституции

Алиса Янина

«Вези меня, тварь!»: конфликт барыни и кучера

Алексей Зернаков

Это нужно живым

Виктория Федотова

Декрет или карьера? Не ваше дело

Элита общества. Судьба страны порой зависит от одной улыбки дипломата

ЕГЭ по английскому. Типичные ошибки

Почему люди бьются током: на детские вопросы на занятиях отвечают ученые

Существованья ткань сквозная. Памяти Бориса Пастернака