Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Вячеслав Колейчук: Я– за общество отдавания

Развлечения
Вячеслав Колейчук: Я– за общество отдавания

[i]С творениями Колейчука знакомы даже те, кто никогда не бывал на выставках. Это он оформлял фильм «Кин-дза-дза». Он – «отец» гравицапы. Впрочем, сам автор вспоминает это свое творение с улыбкой, считает его забавой. Сейчас арт-объекты, сделанные им, находятся в престижных собраниях в России и за рубежом. А сам он завершил работу над новым большим разделом постоянной экспозиции Третьяковки на Крымском Валу, который откроется 25 мая. Это – реконструкция выставки ОБМОХУ (Общества молодых художников) 1921 года. В ней участвовали Александр Родченко, Карл Иогансон, Владимир и Георгий Стенберги, Константин Медунецкий.[/i][b]ОБМОХУ как дорога к космосу[/b]– Это старый проект, я им занимаюсь с 1968 года. Тогда я восстанавливал одну из работ Родченко по заказу знаменитого коллекционера Георгия Костаки. У него хранились фотографии этого объекта и некоторые оставшиеся от него элементы. На них я и базировался. Потом довелось поучаствовать в еще нескольких экспозициях (в основном зарубежных), касающихся членов ОБМОХУ. И захотелось реконструировать их ставшую легендой выставку. Концепцию я написал быстро, а вот поиск спонсоров затянулся на годы.[b]– Чем экспозиция 1921 года была так важна, почему она упоминается во всех маломальски важных книгах по русскому авангарду?[/b]– Она выделялась множеством новаций – и композиционно хорошими объектами, и настоящими изобретениями мирового масштаба. Что касается первого, то вот у Медунецкого были композиции, выстроенные из технических элементов, которые позже стали называть ассамбляжами, поп-артом.[b]– Самая сейчас модная штука![/b]– И не говорите! А у Родченко и Иогансона был жесткий структурализм, просто-таки готовый образец компьютерной графики, сделанный ручным способом. Вообще импульсы формообразования этой группы шли из техники, инженерии. Самым изобретательным в ОБМОХУ считался Карл Иогансон. Это он придумал первый в России объект, движущийся на балансе своих элементов. Сейчас бы мы его назвали «кинетическим», а тогда еще такого слова не было. Но самое главное, Иогансон изобрел первую в мире самонапряженную конструкцию.[b]– Это которая сейчас используется для космических антенн? Почему же это открытие много лет приписывали Ричарду Фуллеру?[/b]– В свое время наша общественность как-то не придала работе Иогансона значения. Может, потому, что выставка была художественной, а не технической. Экспозиция длилась три недели, а после почти все предметы с нее канули в Лету. Несколько лет назад я реконструировал эту самонапряженную конструкцию для выставки-мегапроекта «Великая утопия», проходившей в четырех странах. Тогда и написал статью о достижении Иогансона. В принципе, мог бы не упоминать о работе Фуллера, но как честный человек я это все-таки сделал. И даже, как мне показалось, нашел удачный термин: написал, что американец «переоткрыл» изобретение Иогансона. Бывает такое в науке, и ничего в этом обидного нет. Но, представьте себе, в трех странах напечатали в своем каталоге к выставке мою статью, а в США – нет. Не желают они признавать наше первенство![b]– Почему все это время молчали родственники изобретателя?[/b]– Если бы они у него были, он, наверное, был бы более раскручен. Но о них ничего не известно. В принципе, у Иогансона кто-то мог оставаться в Риге. И я, и искусствоведы из Америки наводили справки, но так ничего и не выяснили.[b]– А с ним самим-то что стало?[/b]– Его судьбе не позавидуешь. В молодости он был латышским стрелком, а за такой факт биографии в сталинские времена по головке не гладили. По последним сведениям, его репрессировали в 1929-м. А до этого Карл Иогансон был чуть ли не директором какого-то механического заводика. Хан-Магомедов впервые о нем написал научную статью, потом я занялся его биографией.[b]Родченко считался стариком– И все-таки, нельзя ли о выставке ОБМОХУ поподробнее. Например, где конкретно она проходила?[/b]– В особняке на Большой Дмитровке, 11. Он принадлежал знаменитому пушному королю Михайлову. В зале на втором этаже сначала была оранжерея, потом жена хозяина переделала ее под художественную галерею. Это помещение до сих пор цело, я в нем был. Но его перестроили, высота потолка сместилась. Пришлось высчитывать заново его размеры по фотографиям. Их не так уж много осталось, в том числе и с проходивших в этом же зале персональных выставок Родченко и Кандинского. А так как работы, висевшие там, сохранились, по их размерам удалось проверить наши расчеты.[b]– Неужели вы хотите повторить старую выставку с точностью до миллиметра?[/b]– Этого не выйдет, конечно. Да и помещение в Третьяковке чуть меньше, чем в старом особняке. Но предполагается, что посетители не будут ходить внутри инсталляции. В зале поставят портал, как в театре. И за ним выстроим зал, максимально напоминающий прежний, с тем же верхним светом и лепниной. Зрители будут смотреть на него, как в театре. На вернисаже хочется сделать перформанс с костюмами, авангардной музыкой двадцатых годов. Знаете, сочиняли в то время мелодии на тему работы заводов. Новое общество строили без иронии. Не то что мы сейчас – с улыбочкой возводим капитализм.[b]– А вы уверены, что посетители все работы разглядят? Сколько их, кстати?[/b]– 54 объекта – и графических, и пространственных. Вопрос, конечно, интересный. Но мы что-нибудь придумаем.[b]– А на западный опыт вы опираться не собираетесь? Там ведь много реконструкций наших конструктивистских объектов?[/b]– Да, но американцы, например, в них домысливают то, чего не было. Узлы новые придумывают, используют новейшие технологии обработки материалов. Все в пластик превращается. А вот размеры у них иногда «пляшут». Есть объекты, которые на полметра не соответствуют действительности.Мы во время проектной подготовки нашли в Третьяковке оригинал негатива с этой выставки, большой, 8 на 24 сантиметра, с огромным разрешением. На этикеточках там можно даже подписи рассмотреть. Долго сидели с лупой над этим документом и обнаружили, что качество-то у работ было «молодежное»! Ведь их создателям было по двадцать с чем-то лет. 30-летний Родченко у них считался стариком, представляете? Так вот, эти умельцы что-то к полу гвоздями прибили, какие-то детали насоединяли так, как это в принципе не делается…[b]– И это вы говорите о классиках?[/b]– Да не были они тогда еще классиками![b]– А вы сейчас повторяете их объекты точь-в-точь?[/b]– Я стараюсь, но не получается плохо делать! М-да. Я пытаюсь ту же технологию использовать, понимаете? Краску масляную, а не какой-нибудь там акрил. Матовую поверхность создавать, а не полированную. Но это невозможно, честное слово. Это надо, чтобы тебе был 21 год, и, главное, жить в то время: из забора вырезать рейки и тащить их на себе в центр города. Шутка, конечно, но… идеи не всегда зависят от качества обработки.[b]Вожди, дожди и приоритеты– Вы говорили, что три объекта с 1921 года все-таки сохранились. А где они?[/b]– Работа Георгия Стенберга в Третьяковке, Медунецкого – в Художественном музее Краснодара, овальная композиция Родченко где-то в Америке. Кстати, некоторые работы с экспозиции ОБМОХУ взяли в 1922 году на выставку советского искусства в Берлине. Но потом все пропало. Так не повезло конструктивизму...Массовое сознание вообще плохо усваивает изобретения конструктивистов. Вот картина – понятно, ее на стенку можно повесить. А объекты? Многие спрашивают: зачем они нужны? Конечно, можно сказать, что многие эти конструкции пошли в дизайн. Но это какой-то уровень обывательский, ценность вещей-то ведь не в этом.[b]– А в чем?[/b]– Вот, например, конструкция Карла Иогансона: соединены 3 палочки и 9 ниточек. Проходит столетие, и на ее основе возникают и образцы парковых скульптур, и космические антенны, и даже музыкальные инструменты. В чем ценность работы после этого? Ясно – в идее. Но вы посмотрите на нее, как она легка, элегантна… Палочки парят будто бы сами по себе. Как в космосе. И за это в объект можно влюбиться.[b]– Вы все время употребляете слово «объект». А что, у работ на выставке оригинальных названий не было?[/b]– Ну почему же… Вот у Стенбергов, например: «КПС-45». Почти КПСС![b]– Как расшифровывается «КПС»?[/b]– Конструктивно-пространственная система. Конструктивисты не шли в названиях в образную часть, и это о многом говорит. Они считали, что изобретают что-то новое, не сравнимое с тем, о чем мы уже знаем. Но простым зрителям все равно надо что-то с чем-то проассоциировать. Вот ко мне приходят знакомые, смотрят на одну из работ и говорят: ну это прямо новый тип виселицы! Вот они, стереотипы… В работах Карла Иогансона все усматривают тему креста. И она у него есть, но мне кажется, совершенно не в религиозном смысле.[b]– А в каком?[/b]– В конструктивистском, как тема пересечения двух элементов. Потому что никаких ссылок на религию у него нет.[b]– В последнее время в нашей стране все больше склоняются к ощущению нужности конструктивизма…[/b]– Я думаю, надоело отвозить деньги на Запад, надо и самим построить что-то нормальное. Ведь главный принцип конструктивизма – это изобретать себе. А потом щедро делиться идеями с окружающими. Я вот не понимаю такого понятия: интеллектуальная собственность. Я что-то изобретаю и пишу статью, где подробно рассказано, что и как устроено. И вообще обществу потребления предпочитаю общество отдавания. И в этом смысле наша любовь к конструктивизму пока сильно преувеличена. Я сейчас делаю эту инсталляцию – а масса искусствоведов у нас против. Говорят: музей должен иметь только подлинники.[b]– Странная позиция, ведь вещей-то не осталось, а на Западе множество реконструкций наших конструктивистских объектов…[/b]– Вот и я говорю: надо было сохранить, тогда и разговоров бы не возникло. И начинается ссылка на время!.. Но я вот тоже во всякое время жил, а дела своего не бросил. Нужен объект, который бы подтверждал: да, были когда-то такие великие экспозиции у нас в истории. Причем об этом должны знать не только искусствоведы, которые имеют доступ к редким фотографиям. А так придут в Третьяковку люди – и увидят, что сто лет назад создавались вещи, которые и сейчас смотрятся абсолютно современно. Ведь это и есть связь времен. Но не все хотят ее устанавливать. У многих ментальность осталась та же, что и сто лет назад, когда «Два вождя после дождя» (ка[i]ртина А. Герасимова «И. В. Сталин и К. Е.Ворошилов в Кремле».[/i] – [b]А. Ч.[/b]) ценились больше, чем все Родченки и Иогансоны вместе взятые. Вожди сменились, а вот ментальность осталась прежней.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.