Изобретатель велосипеда
[i]Прямо посередине Государственного универмага разместились необычные экспонаты. Деревянные велосипед, шарикоподшипник, самодвижущаяся тележка – прообраз машины... Все это сделано по чертежам мастера далекой эпохи Ренессанса. Выставка его работ особенно ко двору сейчас, когда на гребне успеха «Код да Винчи».[/i][b]Прирожденный математик[/b]Собственно, технические изобретения Леонардо можно назвать еще одной его загадкой. В инженерии он был самоучкой. Нет, конечно, начальное образование этот внебрачный сын нотариуса получил. И даже, по словам биографа Джорджо Вазари, ставил в тупик учителя математики своими вопросами. Но все-таки пятнадцати лет от роду был отдан на обучение в мастерскую живописца Вероккьо. И проработал там около десятка лет.Впрочем, к изобретательству юный художник интереса не потерял. Он постоянно делал модели и рисунки, показывающие, например, как возможно поднимать и передвигать большие тяжести. Или выводить воду из низин через трубы.В 30 лет в письме к герцогу Милана он представлялся как инженер и лишь потом как художник. А когда да Винчи было уже за 40, ему довелось участвовать в строительстве оборонительных сооружений в Мантуе. На несколько лет его так увлекла математика, что он даже не помышлял взять в руки кисть.Всю жизнь Леонардо делал записи и чертежи своих изобретений. Его открытия – взять хоть тот же велосипед – предвосхитили время на четыре-пять веков. К сожалению, при жизни мастера сильные мира сего, которыми он был обласкан, и не подумали заинтересоваться его проектами. Никто не верил, что они осуществимы на практике. Так что записи да Винчи несколько сот лет пролежали в забвении.[b]Сознательные ошибки[/b]Поговаривают, что в его чертежах много технических ошибок. Причем делал он их сознательно – боялся, как бы проектами не воспользовались люди из вражеского лагеря (ведь среди изобретений много боевых механизмов). По этой причине он и писал левой рукой справа налево. Прочесть эти записи можно только с помощью зеркала.Что и говорить, реализовывать такие проекты сложно. Но все-таки в наше время нашлись смельчаки – испытатели конструкций да Винчи.Английский механик Стив Робертс сделал по рисункам Леонардо действующий прообраз современного дельтаплана. Причем использовал материалы, доступные при жизни мастера: тополь, тростник, сухожилия животных и лен.Чемпиону мира по дельтапланеризму Джуди Линден удалось поднять изобретение да Винчи на высоту 10 метров и продержаться в воздухе 17 секунд.В норвежском городе Ас построили по проекту Леонардо пешеходный мост. Правда, сделали его не из камня, как задумывал маэстро, а из дерева. Да и размер его более скромен, чем на чертежах вековой давности – 100 метров вместо 246.Но все-таки сооружение воплощает все конструкторские и эстетические достоинства авторского проекта.Двадцать лет назад группа итальянских почитателей таланта да Винчи решила популяризировать его наследие: был организован фонд Antropos. В нем занимаются изготовлением предметов по чертежам Леонардо. А потом собирают из них выставки, с которыми ездят по всему миру.Впрочем, на подобные вещи можно круглогодично полюбоваться в Риме – там у фонда есть свой музей. Недавно фестиваль «Черешневый лес» купил несколько десятков итальянских объектов для России. Три месяца они пробудут в ГУМе, дальнейшая их судьба пока не известна.[b]Охота летать[/b]Из выставленных сейчас в Москве предметов можно сделать заключение об основных направлениях мысли Леонардо. Одним из них была война. Маэстро изобретал боевые механизмы, чтобы помочь своему покровителю, миланскому герцогу Лодовико, в борьбе против французов. Но тот чертежами да Винчи не заинтересовался. И, между прочим, был изгнан врагами из родного города.Среди машин для войны, спроектированных Леонардо, множество любопытных экземпляров. Пушка, действующая под давлением пара. Веерообразный пулемет, 12 стволов которого выстреливают одновременно. Выдвижная лестница для штурма вражеских крепостей. Теперь такую конструкцию используют пожарные по всему миру.Увлечением Леонардо было покорение различных стихий: воды, воздуха, ветра. Вопросом, почему люди не летают, как птицы, да Винчи задавался совсем не праздно. И создал множество аппаратов для полета. Например, «махающее крыло» с системой распорок и ремней для удержания человеческого тела. Или воздушный винт: подобная конструкция легла в основу вертолета.По контрасту со сложными механизмами спасательный круг выглядит слегка наивно. Но ничего не поделаешь – это тоже изобретение да Винчи. Как и поплавки для передвижения на воде, которые жутко смахивают на лыжи. Очень умиляет и перепончатая перчатка – прообраз ласта, только надетый на руку.[b]Соблазнительный велик[/b]Некоторые выставочные модели являются действующими. На деревянном велосипеде можно покататься. В Государственном универмаге его установили на специальную блокирующую движение платформу, чтобы ни у кого не возникло искушения покрутить педали.На выставке демонстрируются и чертежи, по которым были сделаны объекты. Большинство из них относятся к так называемому Атлантическому кодексу. (Самый объемный из 10 кодексов, на которые ученые разделили манускрипты Леонардо.) Сейчас он в собственности английской королевы. И делать с него копии она позволяет только одному издательскому дому во Флоренции.Который, кстати, контактирует и с другими обладателями наследия Леонардо – а среди них и Билл Гейтс, и король Испании Хуан Карлос... Теперь к королевским коллекциям может приобщиться каждый посетитель ГУМа.[i]Выставка продлится до 31 августа[/i]