«Чужой» кабинет
[i][b]Правительство Примакова после разгромленной его предшественниками финансово-экономической системы фактически действует в экстремальной ситуации. При этом совершенно очевидно, что олигархи и радикал-либералы развернули бешеную кампанию против заместителей Примакова. Цель очевидна: заменить их своими людьми, оттеснить премьера от руководства экономическим блоком.[/b][/i] [i]Те, кто вырос на финансовых спекуляциях, на фальшивых залоговых аукционах, ложных банкротствах, на прокрутке государственных средств и всевозможных льготах и дотациях, в штыки будут встречать идею премьера и его замов поставить в центр экономической политики государства развитие национального производства. Тем более повернуть банковскую систему страны лицом к производству. И то, что, скорее, центристское, чем левоцентристское правительство Примакова в СМИ олигархов и радикал-либералов постоянно называется коммунистическим, как нельзя лучше говорит о намерениях «нового класса» добиться его перетряски. Что из этого может выйти, не берусь гадать. Все что угодно, вплоть до очередного правительственного кризиса и окончательной дестабилизации обстановки в стране.Идея неожиданного приема Ельциным в ЦКБ Григория Явлинского, на которого делают ставку олигархи, радикал-либералы и западные круги как на основного кандидата правых сил на президентских выборах, родилась именно в этих кругах.[/i]И то, что Юрий Лужков комплиментарно отозвался о Явлинском как крупном экономисте, который, дескать, был бы весьма кстати в нынешнем правительстве, если бы только он сам согласился, тоже могло быть негативно воспринято в окружении Примакова.Вопрос в том, зачем понадобилось Юрию Михайловичу принимать участие в «раскрутке» Григория Алексеевича. И дело не только в том, что с «главным яблочником» уж точно каши не сваришь, а если сваришь, то есть не будешь. Либерал Явлинский представляет правые силы, за которыми стоят виднейшие олигархи, в то время как Лужков, по идее, является выразителем социал-демократической альтернативы.Соответственно, электорат у них разный, хотя и не всегда четко разграниченный. Но если союз с Лужковым объективно расширяет электоральную базу Явлинского, то мэру он несет, по большому счету, только минусы.Евгений Примаков политически слишком опытен, чтобы не понимать, какую ношу он взвалил на себя, согласившись занять пост премьера в стране, не только разваленной радикал-либералами, но и живущей в некоей виртуальной реальности. И тем не менее как человек с чрезвычайно развитым чувством ответственности он на это согласился.Хотя вполне мог обойтись не только без этого поста, но и поста министра иностранных дел. Ему как авторитетному и весьма влиятельному академику обеспечено почетное место в системе Российской академии наук. Примаков не мог не понимать, что, сев в премьерское кресло, он оказывается в очень странном, если не сказать абсурдном, положении.Страна лежит в руинах без войны, но никто не понес ответственности за это. Никто и не признал своей вины в этом. Более того, те, кто разрушил экономику страны, остаются на вершине власти, имеют сильные позиции в бизнесе, пользуются широкой поддержкой Запада и пр. В этих условиях новый премьер неизбежно берет на себя грехи своих предшественников, которые, если так можно сказать, автоматически превращаются из обвиняемых в обвинителей. Так оно и происходит на деле.Но только как можно в этих условиях выводить страну из глубочайшего кризиса? Все упирается прежде всего в президента. Потеряв способность понимать происходящее и самостоятельно принимать осмысленные решения, он по-прежнему пользуется необъятными конституционными правами и в любой момент может вызвать правительственный кризис, как он это не раз делал за последнее время.Многих поразила бессмысленность заявления Ельцина в присутствии Примакова о том, что тот, дескать, обещал ему быть только при нем премьером, поэтому он не верит слухам, что Примаков хочет стать президентом. В Киеве бузина, а в огороде дядька. Что остается умному премьеру? Лишь, улыбаясь, соглашаться.Но не в политике только дело. В стране за последние годы появился класс богатых, но не возникло класса товаропроизводителей рыночного типа. Фактически нет национального производительного капитала, который можно было бы побудить развивать национальное производство в условиях развала госсектора.Вместо него возник спекулятивный финансовый капитал компрадорского типа. Капитал на редкость хищнический, беспримерно алчный и безответственный. К тому же при нем возникла паразитическая прослойка, потратившая не один миллиард долларов на престижное потребление. А деньги-то наворованы у народа. Наворованы и те несколько сот миллиардов долларов, которые были вывезены из страны. Спекулятивный капитал везде и всюду не помогает государству и обществу, а, наоборот, норовит процветать за их счет. Как быть в этих условиях новому правительству? Развал экономики, с одной стороны, и разложение правящей элиты — с другой, слишком далеко зашли. Финансовые спекуляции на рынке ГКО, в которых, как заявил генеральный прокурор на заседании Совета Федерации, замешаны даже вице-премьеры из «младореформаторов» и которые ускорили крах российской экономики и истощение валютных резервов страны, лишь подтверждают далеко зашедший процесс загнивания ельцинского режима.Как в таких условиях может работать правительство? Тем не менее правительство Примакова за полгода сделало то, что не сумело сделать ни одно из предыдущих правительств. Вспомним, что предрекали России многие аналитики после августовского финансового обвала? Гиперинфляцию.Крах потребительского рынка. «Вымерзание» районов Крайнего Севера. Паралич банковской системы и остановку всей экономической деятельности. Ничего подобного не произошло, началось даже некоторое экономическое оживление. И что очень важно, впервые за все годы существования новой России Примакову удалось наладить нормальное сотрудничество между ветвями власти. Благодаря этому парламент принял ряд важных законов, ранее не получавших одобрения законодателей. Поразительно быстро был принят и бюджет на 1999 год.Поэтому обвинения правительства Примакова в том, что оно не имеет четкой экономической программы и топчется на месте, надуманны.Выдержке Примакова можно удивляться. Правительству приходится не столько работать, сколько защищаться. И от кого защищаться? От тех, кто развалил и разграбил страну. Ведь правит страной, по существу, не президент, а олигархия. Иначе у нас уже не было бы нынешней коррупции. Как не было бы и баталий вокруг таких, в общем-то, случайных фигур, как Борис Березовский. Именно она, олигархия, диктует президенту свою волю. И, понятно, не столько непосредственно, сколько через своих людей в его окружении, через СЕМЬЮ. И когда в новой России фактически появилось национальное правительство во главе с Примаковым, олигархия дала этому «чужому» для нее правительству открытый бой с целью его свержения.И несмотря на всю очевидность антинациональной сущности интересов, которые отстаивает олигархия, я бы не стал утверждать, что она в этой схватке проиграла, а правительство Примакова выиграло. Не так-то легко разорвать связь с олигархией президенту и его окружению. К тому же олигархия располагает немалыми деньгами, владеет СМИ, имеет хорошо подготовленную для защиты своих интересов интеллектуальную обслугу, своих людей во многих государственных и общественных структурах. Чего хочет от Примакова верхушка «нового класса» во главе с олигархией? Того же, что и хотела от Бориса Ельцина.Обслуживания ее интересов в обмен на лояльное к нему отношение.Скорее всего, Примаков такого прессинга со всех сторон долго не выдержит. Он либо сам уйдет, либо его «уйдут». От него, причем вполне сознательно, будут требовать невозможного. Если ситуация в стране будет ухудшаться, что вполне вероятно, учитывая состояние экономики и финансовой системы, всю вину за это СМИ олигархов свалят на правительство Примакова.Чтобы провести во власть доверенных людей олигархов, скомпрометировавших себя радикал-либералов, нужны большие деньги. При премьере Черномырдине с этим проблем не было. Как утверждают наши и иностранные аналитики, на избирательные кампании шли также заемные деньги, в том числе деньги, предоставляемые МВФ. Ожидать, что так же будет вести себя и правительство Примакова, вряд ли стоит. Следовательно, «новому классу» нужно «свое правительство», особенно в период парламентских и президентских выборов.Но сделаю одну оговорку. Когда я говорю о силе олигархии или возможном проигрыше в борьбе с нею правительства Примакова, то имею в виду очень короткий период времени. Однако в долговременном и даже среднесрочном плане перспективы у нее на победу нет никакой.