Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

«Спасение» на винах и водах

Развлечения
«Спасение» на винах и водах

Накануне Нового года на сцене театра «Эрмитаж» состоялась мировая премьера кантаты «Спасение» (по плану Даниила Дандана, музыка Андрея Семенова). «Эрмитаж» – театр иронии, парадокса и гротеска, необычной литературной основы, нестандартной музыки и шокирующих сценических форм.Так что клише «мировая премьера» звучит в этом контексте также весьма иронично. «Эрмитаж» – театр концептуально весомый, но юбилейный хармсовский вечер оказался заразительно веселым и легким. Благодарная аудитория дружно хохотала.«Спасение» – обнаруженная среди черновиков поэта кантата для четырех голосов (сопрано, контральто, тенора и баса), подписанная именем Даниил Дандан (ноябрь 1934 года). Конечно, это не более чем шутка, заумная сюрреалистическая игра. Речь идет, разумеется, не о религиозном спасении души, а об осводовском «спасении утопающих». Речной пароход, капитанский мостик, внизу – прикрытый полиэтиленовой пленкой симфонический оркестр («Русская филармония» Александра Ведерникова) – образ «воды». Солисты бултыхаются в реке, карабкаются на палубу и поют: «Блестит вода… Влезаем в воду… Плывем к большому пароходу… Волна качает пароход…» За дирижерским пультом – эксцентричный рыжеволосый капельмейстер, он же композитор Андрей Семенов.Собственно спектакль начинается со словесной увертюры (еще одна игра) – споров приглашенных на юбилейный вечер друзей театра. Начинает «приколы» режиссер Михаил Левитин, продолжают музыкальный критик Святослав Бэлза и композитор Владимир Дашкевич. Дружная компания острит, ерничает, читает частушки («Мы любим вас и ваши ушки – и аплодируем друг дружке»).Семенов обеспечивает звуковую сторону, сопровождая «сумбур вместо музыки» жесткими атональными аккордами-кляксами. Судя по ним, музыка кантаты могла быть угловатой, странной, с «сумасшедшинкой», чем-то в духе Пьера Булеза или Яниса Ксенакиса.Однако атональные эпизоды оказываются в партитуре Семенова лишь незначительными вкраплениями. Стилем кантаты стал не авангард, а китч: рояль звучит в духе то Первого фортепианного концерта Чайковского, то «Рапсодии в блюзовых тонах» Гершвина. А при словах «И девы плывут по волнам» над сценой взлетают совершенно натуральные брызги – впрочем, оркестр пока еще надежно прикрыт полиэтиленовой пленкой.Пародия на оперу: «Журчит вода, и я шепчу – люблю, люблю вас, Анна!..» Следующая реплика совсем иная: «Не надо нам воды! Мы будем пить вино, пока живем!» – и возникшие словно из-под земли официанты мгновенно обносят весь зал красным вином. Семенов: «С днем рождения, Даниил Иванович!» Музыканты и публика чокаются. Рабочие сцены убирают полиэтиленовый шатер, а над пароходом «Спасение» взвивается портрет усатого вождя народов и лучшего друга физкультурников. Музыка теперь уже откровенно легкая – нечто среднее между советскими песнями 30-х годов и голливудскими киношлягерами.На борту выстраивается квартет оперных звезд: сопрано Татьяна Моногарова, меццо Александра Гришкина, тенор Вадим Заплечный и бас Александр Цилинко. Замечательные голоса, но дело тут вовсе не в высоком профессионализме – это еще одна гротескная игра.Гимн радости: «Будем лить вино ручьем, будем пить, пока живем!..» Аудитория в восторге. Мировая премьера абсурдистской кантаты завершена.День рождения Хармса прошел блистательно.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.