«Мы учим детей терпимости»
[i]Герои программы (в оригинальной американской версии Sesame Street) Зелибоба, Кубик и Бусинка, созданные американцами, хорошо адаптировались на нашей почве. Теперь они пекут пироги, учат русский алфавит, воспитываются в духе национальной терпимости и общаются с местными звездами шоубизнеса. Об особенностях русского «Сезама» мы поговорили в Москве с [b]Терри Фицпатриком[/b], вице-президентом компании Sesame Workshop, производящей эту детскую программу в 120 странах мира.[/i][b]– 10 лет в России, что за это время удалось?[/b] – Мы очень довольны, как проявила себя передача в России, и какие отношения у нас сложились с компанией СТС, которая передает «Улицу Сезам». В этом году мы открыли четвертый сезон. Собираемся обучать малышей всему самому здоровому: здоровые привычки, здоровое питание, а также будем обучать грамоте – буквы, слоги, слова. Главное в передаче «Улица Сезам» – обучение, обучение и еще раз обучение – через сказки и интересные истории.[b]– Чем русская программа отличается от оригинальной американской?[/b] – Это очень важный вопрос для нас. В отличие от других телешоу, мы не переносим автоматически свою программу на новую почву. Мы делаем программу специально для России и обращаемся к вещам, присущим именно России. Для этого мы привлекаем педагогов, людей, которые профессионально работают с детьми. Вот, например, был сюжет, когда герои пришли в гости к одному мальчику в деревню. Его отец делает валенки. И вот вокруг этих валенок завязался сюжет.Если в передаче идет речь о питании, мы говорим о русских продуктах. Герои едят репу, свеклу, пекут пироги в настоящей русской печке или варят борщ. Если бы это происходило в Америке, они кушали бы брокколи.[b]– Проводите ли вы психологические исследования детской аудитории прежде чем начинать съемки сюжетов?[/b] – Мы много сотрудничаем с русскими психологами, исследуем различные ситуации, прорабатываем их, прописываем и по их результатам выстраиваем определенные ситуации, которые могли бы служить моделями поведения для детей. Телевидение, в принципе, очень привлекательно для детей. Но, если вы заметили, большинство программ – развлекательные. Наша цель – использовать феномен этой привлекательности в образовательных целях. Мы рассматриваем нашу программу как дополнение к традиционному образованию, которое дается в школах.Для маленьких зрителей всех стран, в том числе и России, мы придумываем сюжетные коллизии, которые научили бы их выходить из сложных ситуаций, вести себя дружелюбно по отношению к детям других национальностей, других религий.На израильской «Улице Сезам» затрагивается проблема израильско-палестинских взаимоотношений. Сейчас мы готовимся запустить программу в Северной Ирландии – там тоже будут введены ситуации, которые объяснят ребенку, что делать, если возник конфликт между протестантами и католиками. Россия – многонациональная страна, поэтому важно прививать детям понятия национальной терпимости.[b]– Насколько популярна программа в Америке? [/b]– «Sesame Street» – всюду узнаваемый бренд на уровне иконы (улыбается).В Соединенных Штатах «Сезам» выходит уже 38-й сезон. Это настолько популярная передача, что даже звезды с удовольствием в ней участвуют. Причем работают за самые минимальные гонорары. У нас уже были Джулия Робертс, Бен Стилер, Джулиана Мур, Лора Буш, Хилари Клинтон, когда она была первой леди, группа REM, поп-звезда Бейонсе и многие другие.[b]– В каких экзотических странах выходит «Улица Сезам»? [/b]– Сто двадцать стран показывают программу; двадцать четыре из них – свою версию. Из экзотических стран назову Бангладеш, Индию (там шоу называется «Гали-Гали»), Мексику, Бразилию. Только что запустили программу в Индонезии.[b]– А кто придумал «Улицу Сезам»? [/b]– Первоначально это была идея Джоан Генс Куни. Она долго вела переговоры с различными фондами, чтобы собрать достаточно денег на этот проект. Перед запуском программы было проведено много исследований, опросов детей. По их результатам и создавали основных персонажей. Шоу имело огромный успех и за полгода достигло рекордных рейтингов. Спустя время мы провели следующий тест: чему дети научились за время этой передачи. Результаты вновь были очень хорошие. У многих детей повысилась успеваемость в школе.[b]– В России появилась идея создать некоммерческий детский телеканал. Расскажите о подобном опыте в США. Какими должны быть первые шаги? [/b]– Сперва нужно определить возраст детей, на которых рассчитан канал. В Соединенных Штатах мы обращаемся абсолютно ко всем детским возрастам. У нас есть специальный детский блок, который длится пять часов. В вечернее время идут программы, ориентированные на всю семью, и поэтому родителям наш канал тоже нравится. Они знают, что там нет ничего опасного для их детей. Канал некоммерческий, на нем нет рекламы, а значит, не надо беспокоиться,что программа будет прерываться какими-то картинками и лозунгами.[b]– За счет чего существует некоммерческий канал? [/b]– Мы широко используем спонсорскую поддержку. Но у нас есть жесткое правило: никогда не показывать полностью продукт, который производится той или иной спонсорской компанией. Они имеют право только где-нибудь в самом начале передачи или в титрах разместить свой логотип. Разумеется, мы пользуемся и правительственной поддержкой. Но она незначительна.[b]– Насколько детям вообще может быть интересно детское телевидение? Ведь они, если посмотреть, не поют детские песни. Они поют взрослые песни Шакиры, Кристины Агилеры со всеми сексуальными подробностями.[/b]– Верно. Артисты шоу-бизнеса прекрасно знают, в чем привлекательность, в чем «эпил» для людей, и как его добиться. Если поставить те же технологии на образовательную платформу, может тоже получиться неплохой результат. 38 лет тому назад продюсеры Sesame Workshop заметили, что детям очень нравится петь музыкальные заставки, которые сопровождают рекламные ролики. Они их мгновенно схватывают и с удовольствием напевают. Мы решили использовать этот момент в наших целях. Но вместо того, чтобы рекламировать, например, мороженое, мы рекламируем букву «М» – под песенку про букву «М». Или «REM» поют свой хит «I can hold my head still with my hands at my knees» («Я еще могу держать голову руками на своих коленях…») в немного измененной специально для «Улицы Сезам» версии:«Hold my hand» («Держи мою руку»). Они это так разыграли, будто поют ребенку: «Когда переходишь дорогу, держи за руку папу или маму». В этом и заключается ум создателя: чтобы популярные вещи поставить на службу своей цели.[b]– Простите за личный вопрос, есть ли у вас дети и смотрят ли они «Улицу Сезам»?[/b] – У меня нет детей, но у меня пять племянников и племянниц. И когда я 10 лет назад стал работать на этом шоу, я увидел, что мои племянники были самыми счастливыми детьми во всей округе.[b]СПРАВКА «ВМ»[/b] [i]Премьера программы «Улица Сезам» состоялась 22 октября 1996 года. Первый сезон «Улица Сезам» выходила на телеканалах НТВ и ОРТ и была посвящена теме «Жизнь в открытом обществе». Второй сезон, посвященный «Оптимизму», снимался в 1999 году на Киностудии им. Горького и транслировался на каналах НТВ и СТС. Съемки третьего сезона, основной темой которого стало «Разнообразие в мире», осуществила в 2003 году кинокомпания DIXI. Программа вышла в эфир на телеканале СТС.[/i]