Туристов взяли в оборот
[b]Ожидается, что на этой неделе Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вчера в Торгово-промышленной палате РФ прошло очередное обсуждение законопроекта. Туроператоров волнует судьба отрасли, туристов – цены на путевки.[/b]Документ, вокруг которого сейчас идут пылкие дискуссии, с 1 января 2007 года предполагает отмену существующего ныне лицензирования туркомпаний. Взамен авторы законопроекта предлагают ввести новый механизм ответственности предпринимателей за качество предоставляемых услуг – так называемые финансовые гарантии. Предполагается, что банк или страховая компания, с которой турфирма заключит договор, при необходимости выступит в роли гаранта и выплатит туристам все компенсации. Сумма финансовых гарантий для турфирм, продающих российские туры, составит до 10 млн рублей, зарубежные – до 100 млн рублей. Именно такие цифры на прошлой неделе предложили утвердить депутаты из думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. При том, что автор законопроекта – Ростуризм – изначально планировал ввести гарантии на суммы в десять раз меньшие: 1 млн рублей для операторов внутреннего туризма и 10 млн рублей для операторов международного туризма.– Все, кто был на заседании в ТПП, выступали против законопроекта в том виде, в каком он сейчас существует, – сообщила «ВМ» [b]пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина ТЮРИНА[/b].Региональные компании уже начали бить тревогу. Если гарантии в 1 млн рублей они еще какнибудь потянут, то 10 млн пос тавят на их деятельности крест. Ведь подавляющее большинство региональных туркомпаний – это малый бизнес с годовым оборотом от 5 млн рублей.– Чиновники почему-то считают, что если мы не дотягиваем до оборотов московских операторов, значит – работаем вчерную. Но ведь даже налоговое законодательство предусматривает уплату налогов в зависимости от оборота предприятия. Почему же в вопросах финансовых гарантий ситуации всех чешут под одну гребенку? – возмущается [b]финансовый директор владивостокской компании«Мирабель тур» Ирина БОРОДИНА[/b].С ней солидарны и некоторые столичные компании.– Введение фингарантий может привести к тому, что структура отечественного туристического рынка полностью изменится, – считает [b]генеральный директор компании «Инна тур» Дмитрий ГОРИН[/b]. – Из туроператоров смогут выжить лишь около 20 процентов компаний.Прогнозы [b]президента Российского союза туриндустрии Сергея ШПИЛЬКО [/b]еще более пессимистичны. По его мнению, после принятия закона из 10 тысяч существующих на рынке туроператоров останется лишь 10–15 компаний-гигантов. Это приведет к монополизации, а соответственно, и к заметному повышению цен на путевки. Ведь сегодня именно жесткая конкуренция со стороны множества мелких фирм сдерживает рост стоимости туристических услуг.Кроме того, на стоимости туров обязательно скажется еще и сам размер фингарантии. Недавно глава Ростуризма Владимир Стржалковский пообещал, что стоимость путевки в результате введения финансовых гарантий поднимется максимум на 0,3%.Но это при условии, что размеры фингарантий будут теми, которые предложил Ростуризм. Если же они увеличатся в 10 раз, как предлагают депутаты, то за свои гарантии турист заплатит на 3% больше. При средней цене тура на сегодня в $1000–1500 это будет весьма ощутимо.Между тем все вышесказанное не означает, что предлагаемая реформа не продумана. Безусловно, цель законопроекта – помочь потребителям, защитить их от недобросовестных туркомпаний, которые в экстренных ситуациях бросают своих туристов на произвол судьбы. В том, что финансовые гарантии нужны, не сомневается никто. Весь вопрос в том, какую цену придется заплатить туркомпаниям и их клиентам за эту реформу.