Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Они хотели «Всадника без головы»

Развлечения
Они хотели «Всадника без головы»

[i]Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения режиссера, оператора и сценариста, легендарного шестидесятника [b]Саввы КУЛИША[/b]. На телеканале «Культура» покажут программу о нем «Документальная камера» (18 октября), а также его фильмы – автобиографический «Железный занавес» (17–18 октября) и культовый «Мертвый сезон» (22 октября). [b]Донатас БАНИОНИС[/b], исполнитель роли Ладейникова, вспоминает о том, как проходили съемки.[/i][b]Баниониса заменить, материал переснять[/b]До «Мертвого сезона» мы с Кулишом знакомы не были. И я так и не знаю, почему Савва выбрал меня на эту роль. К тому времени я снялся в фильме «Никто не хотел умирать» и стал известен как актер. Мне позвонили и позвали на пробы.Я ехал в сомнениях. Однако пробы прошли обычно, ничего особенного. Но главное, что потом, как я и предполагал, меня с этой роли сняли.Знаете, бывает, нужно декорации перестраивать – и на это время на несколько дней отпускают отдохнуть. Я уехал домой в Литву, в Паневежис. И вот меня не вызывают и не вызывают! Я думаю: «Что случилось? Две недели прошло!» Я ничего плохого не думал, а меня, оказывается, сняли c роли… Потом-то я узнал: наполовину уже отснятый материал посмотрел какой-то худсовет. И вынес вердикт: Баниониса в этой роли быть не должно, нужно заменить актера, а весь материал переснять.Все стали спрашивать, почему. Тем более что Савва Кулиш хотел снимать именно так! Ведь рядом со мной на съемочной площадке все время был прототип моего героя, разведчика Ладейникова, – Конон Молодый, который работал на Западе под именем Гордон Лонсдейл. Его сын, кстати, выпустил книгу, которая называется «Мертвый сезон». У меня она есть – там все описано.И Молодый тоже говорил, что меня надо восстановить. А худсовету не понравилось, что я не похож на советского разведчика.Мне потом Савва Кулиш объяснял, почему: советский разведчик должен быть высокий, светлоглазый, светловолосый. А какой я советский, когда у меня глаза карие! И все против меня было – и рост не советского разведчика, и элегантность не та. Самое смешное, что с Кононом мы были одного роста и вообще похожи. Я смотрел на него, «сверялся» и играл не разведчика, не профессию, а человека.[b]«Мы его отстояли»[/b]Вы же знаете историю Молодого: в 30-е годы тетка еще в детстве забрала его из Советского Союза. И он через Эстонию мальчиком попал в Америку, жил там и хорошо выучил язык. В 39-м он вернулся в Советский Союз, а когда началась война, попал на фронт. Потом его завербовали. Послали на пару лет к Абелю, затем перебросили в Канаду, потом в Англию…Он был простой человек, очень добрый, хороший друг. Мы с ним хорошо беседовали, он много рассказывал, и я играл его как человека. А руководству казалось, что нельзя показывать так: нужно, чтобы зритель, едва увидев моего героя, сразу понял – вот это советский разведчик!..А знаете, как было смешно, когда я Молодого в первый раз увидел? Вначале мы снимали финал – обмен. Так было удобнее. Снимали на шоссе, хотя настоящий обмен был на мосту Глинике в Германии. Кстати, я потом побывал у этого моста, когда уже можно было туда ходить.На съемках мне сказали, что придет Конон Молодый – его тогда звали Константин Панфилов. Он был консультантом фильма. Я надеваю костюм, готовлюсь, жду; камеры ставят. «Ну где же мой разведчик? – спрашиваю я. Не пришел, что ли?» – «Как? Вот, смотри, стоит рядом с тобой!» – «Этот?» ([i]Смеется[/i].) Есть даже снимок, где мы вдвоем, и видно, что мы похожи… Когда фильм уже вышел и имел большой успех, я понял, что это именно из-за нестандартности. Я играл трагическую фигуру – человека, про которого я знал, что он долго не проживет. Молодый сам про себя так говорил: «Такие, как мы, долго не живут – слишком много знают». И вскоре после возвращения он умер от инсульта – это же известно, как его убрали.А потом, когда меня утверждали на роль Гойи, тоже на «Ленфильме», был прием, и директор киностудии Киселев поднял тост: «Поднимем бокалы за прекрасного актера Донатаса Баниониса, который сейчас утвержден на роль Гойи и только что сыграл разведчика Ладейникова. Но, вы знаете, некоторые были против, его хотели снять с роли, но мы его отстояли».А я знал, что он-то как раз был против меня… Да ведь и сценаристы Шлепянов и Владимиров были против. Они хотели сделать такого «Всадника без головы», а мы делали «Всадника с головой» ([i]смеется[/i]). Они хотели приключенческий фильм, а мы делали про человека. Они спорили, но Савва настаивал на своем! И когда фильм уже стал известен и получил в Софии главный приз, все стали говорить, что они поддерживали мою кандидатуру. Но вот, кстати, Михаил Ромм, у которого до этого Савва работал ассистентом, действительно был за меня. Недаром Савва вообще часто вспоминал свою работу с ним.[b]Продолжения не получилось[/b]Редко бывают такие режиссеры, как Савва. У меня 80 картин, а я только пять-шесть из них могу назвать: «Солярис», «Гойя», «Никто не хотел умирать», «Мертвый сезон»... А на остальные не стоит обращать внимания.Там еще оператор был очень хороший, известный – Александр Чечулин. Они с Саввой прекрасно ладили, с полуслова друг друга понимали. Очень хорошая была команда. Это не так, как Юсов с Тарковским, которые разошлись после «Соляриса». Им трудно было вместе работать – непонятно было, кто режиссер: Юсов или Тарковский.А у Кулиша все совпало: и оператор, и актеры. Может быть, только Быков своеобразный был. Было смешно: мы снимаем без него, он должен приехать. Мы его ждем, выстраиваем кадр, потому что он приедет всего на пару часов – не больше. Потом он прилетает: «А где камера?.. Так вот: камера будет здесь стоять, Донатас – там, камера – на меня!..» Савва ему: «Слушай, подожди, кто режиссер – ты или я? Это не ты главный в кадре – главный в кадре разведчик Лонсдейл!» – «Ну, хорошо», – соглашался Быков. Савва же был очень тактичный, при этом точно знал, чего хочет. Он знал смысл искусства: найти и раскрыть суть хорошей формой. Но она не должна быть выше содержания.Савва был очень умный человек, а мне тем более очень приятно работалось с режиссером моего поколения, моей школы, которую я прошел в театре. В это время у меня был учитель в театре – Мильтинис. И оказалось, у них совпадали взгляды на актерскую профессию. Но Мильтинис был режиссер жесткий, а Савва добродушный. Мы подружились на съемках. Много разговаривали, смеялись. Мы втроем – я, Савва и Конон – сиживали в гостинице, все обсуждали. Они оба считали, что играть нужно именно интересного, сложного человека, а не профессию.Самое интересное, что потом, когда уже прошло довольно много времени, мы с Саввой снова встретились. Я даже не помню, что это была за встреча – в каком-то зале, полном зрителей. Мы выходим на сцену, кланяемся – Савва, Ролан Быков и я… И Савва потом говорит: «Давай снимем такую историю: новые времена, нет советской власти, и будто бы ты, разведчик, никому уже не нужный, без работы, живешь плохо. Ты идешь по улице в Москве и вдруг видишь в дорогом автомобиле, который остановился на перекрестке на красный свет, сидит маленький человечек. Где-то ты его уже видел. Да это же Савушкин, тот, с которым ты когда-то был знаком! Он разбогател, стал новым русским, и ты думаешь: «Нужно подойти к нему – он поможет…» Ты узнаешь, где он работает, где живет; он бизнесмен. Идешь к нему, хочешь с ним поговорить, чтобы он помог тебе достать работу. А он тебе отвечает: «Кто вы такой? Я вас не знаю, идите отсюда!». Он просто не хочет тебя знать. Ну, был какой-то советский разведчик, зачем ему неприятности».И вдруг так случилось, что умерли и Савва, и Ролан Быков. Так что это были последние наши планы с Саввой Кулишом. Жаль, что не получилось. Это было бы интересно.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.