Миф об идеальном мужчине
У каждой эпохи свое представление о том, каким должен быть «настоящий мужчина». Насколько наш идеал расходится с тем, что есть в реальности? Накануне мужского праздника я решила разобраться, как менялся образ «мужчины-мечты» в нашем «коллективном сознании» за последние полвека. А помогли мне в этом культовые фильмы, комментарий [i]культуролога Игоря Кона[/i], а также личный опыт звезд.Если совершить беглый обзор самых популярных фильмов последних пятидесяти лет, то приходишь к выводу, что «мужчина мечты» в нашем кино пережил несколько «реинкарнаций». Он был физиком, слесарем, инженером, бандитом и солдатом. Примечательно, что «мужчина мечты» во многом – «продукт своего времени». Судите сами.[b]ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ XX ВЕКА[/b]. Оттепель, космос, альпинисты, барды, вечера поэзии, узкие туфли, высокие прически. Главный герой эпохи – физик с лирическим уклоном. В номинации «Мужчина мечты» представлены Алексей Баталов («Девять дней одного года») и Александр Лазарев («Еще раз про любовь»).Их персонажи – фанатики своей работы. Реакторы, ускорители, синхрофазотроны, элементарные частицы для них на первом месте, а любовь и супружеская жизнь – на последнем. Участь женщины рядом с таким человеком – быть музой и сподвижницей жреца науки.[b]СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ ХХ ВЕКА[/b]. Летаргический брежневский застой. Интеллигенция обрастает жирком, слушает песни Пугачевой и Высоцкого, смотрит фильмы Тарковского, ходит в театр на Таганку, читает толстые журналы, достает по блату джинсы и дубленки. Советское кино неожиданно открывает новый тип героини. Это сильная женщина, плачущая у окна. Она сделала блестящую карьеру, руководит большим предприятием, ездит в министерство, заседает в Моссовете, но у нее не сложилась личная жизнь. По ночам в холодной постели она горько плачет в подушку, страдая от одиночества. Кто же покорит сердце сильной женщины 70-х годов? В номинации «Мужчина мечты» представлены Андрей Мягков «Служебный роман») и Алексей Баталов («Москва слезам не верит»). Что можно сказать об их героях? Они не хватают звезд с неба, не делают карьеру, любят радости частной жизни. Их невысокий социальный статус с лихвой компенсирует человеческая доброта, надежность и порядочность. Счастье женщины брежневского застоя мог составить лысеющий статистик или слесарь высшего разряда.[b]ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ ХХ ВЕКА[/b]. «Тупик социализма», пустые прилавки в магазинах, тотальный дефицит, поколение «дворников и сторожей». В номинации «Мужчина мечты» выступает Олег Янковский («Полеты во сне и наяву»).Его герой принадлежит к породе «лишних людей». Он ходит на нелюбимую работу, живет с нелюбимой женой, презирает своих друзей, «бегает по бабам», врет, тяготится существованием, делает всех несчастными. Но почему-то именно эта его непутевость и неприкаянность так нравится женщинам. Можно ли из этого мужчины сделать что-то пригодное для совместной жизни? Можно – если он «влюбится по собственному желанию».[b]ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ ХХ ВЕКА[/b]. Крах СССР, приватизация, инфляция, дефолт. Десятилетие «челноков», криминальных «бригад» и передела собственности. Кино в 90-е годы почти не снимали. В номинации «Мужчина мечты» представлен Сергей Бодров («Брат»).Его герой мужественен и бесстрашен. В одиночку расправиться с отморозками – нет вопросов. Защитить женщину, которую бьет муж, – всегда готов. Он спокоен, уверен в себе, не жаден и великодушен. Жить бы с таким как за каменной стеной, но вот беда – его совесть отягощена ни одним убийством. Женщина остается с мужем-алкоголиком, который продолжает ее бить, а «мужчина мечты» уезжает в неизвестном направлении. Какое время, такие и герои.[b]ДВУХТЫСЯЧНЫЕ ГОДЫ[/b]. Дождь нефтедолларов, стиль «R`n`B», мода на гламур. В больших городах появляется новый тип мужчины – метросексуал. Он – дитя общества потребления, нацелен на гедонизм и заботу о себе любимом.Он активно посещает салоны красоты, делает маникюр, педикюр, пилинг лица и стильную стрижку. На Западе метросексуалы пользуются у женщин успехом, а в России – нет. Поэтому в номинации «Мужчина мечты» представлены Алексей Чадов («Война») и Андрей Чадов («Живой»). Их персонажи прошли чеченскую войну, близко видели смерть, теряли товарищей. Русский киногерой вернул себе архетипические черты воина и подлинной мужественности – но что ему делать в «мирной жизни»? Сможет ли его полюбить девушка, которая обожает шопинг, ночные клубы и хочет быть похожей на Ксению Собчак? Вопрос открытый. Можно предположить, что современные Он и Она будут долго искать друг друга. А на 23 февраля лучше посмотреть старый советский фильм «Офицеры». Василий Лановой – холостой генерал, всю жизнь влюбленный жену фронтового друга, – «мужчина мечты на все времена» и для женщин всех поколений.[b]Берегите мужчин![/b]Но это все лирика, скажите вы. В кино герои и действительность подаются в преукрашенном и «концентрированном» виде, а жизнь гораздо прозаичнее. Что говорят о современных мужчинах социологи? Весьма невеселые вещи. Горькая правда заключается в том, что сильный пол таковым не является.По многим своим «параметрам» мужчина гораздо уязвимее женщины. Судите сами.[i][b]1.[/i] По своей природе мужчины не такие «живучие», как женщины. Они лидируют по статистике смертности и на стадии младенчества, и в подростковый период (гибель от несчастных случаев) и по продолжительности жизни – мужчины живут на 10–15 лет меньше женщин.[i]2.[/i] Мужчины тяжелее переносят стрессы, хуже адаптируются в стремительно меняющемся мире, более склонны к суициду от социальных неурядиц и одиночества.[i]3.[/i] Комплексуют по множеству поводов: из-за своей внешности, спадов в карьере, из-за того, что жизнь сложилась не так, как бы хотелось.[i]4.[/i] Они безумно страдают от феминистских сдвигов, которые произошли в современной цивилизации. Ведь отовсюду наши мужчины только и слышат, что наступило тысячелетие женщин, что женщины талантливее и умнее, что скоро настанет «новый матриархат».[/b]По мнению социологов, наша безумная жизнь предъявляет к мужчинам просто непосильные требования: он должен быть и трудоголиком, и любящим мужем, и заботливым отцом, и «сексуальным гигантом». Но такого быть просто не может. А если и где-то встречается такой тип, то его впору заносить в «Красную книгу».[b]РУССКАЯ ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА ЕЕ МЕЧТЫ[i]РИММА КАЗАКОВА, ПОЭТЕССА[/b]У меня было два мужа. Оба они не совсем «сапоги от моей пары». Но я жизнь за это не корю. Потому что с обоими я узнала, что такое счастье. Они были разные и по-разному мою жизнь дополняли и освещали, но и отнимали что-то. Со вторым мужем у меня были очень страстные отношения. Мы «дрались», как боевые петухи, пока любили друг друга.Однажды он был на меня так зол – ему показалось, что я вела себя как-то не так, не туда смотрела, не то говорила. И тогда он разбежался и даже прыгнул на меня от ревности. Вот какое проявление страсти. Любовь – чувство прихотливое и разнообразное, в ней всякое бывает. И любим мы человека не за его положительные качества, а за его индивидуальность.[/i][b][i]ИННА ЧУРИКОВА, АКТРИСА[/b]Я встретила мужчину своей мечты. Это мой муж, режиссер Глеб Панфилов. Он для меня самый близкий, родной, любимый, единственный человек. Мне никто никогда не был нужен, кроме Глеба. Я надеюсь, что так же и для него. Я считаю, что мы две половинки. Конечно, как все люди, мы иногда спорим, даже ругаемся. Но после ссоры нам становится так весело, и мы долго-долго смеемся над собой. Нам не хватает серьезности, чтобы тратить время на обиды и конфликты.[/i][b][i]ЖАННА ЭППЛЕ, АКТРИСА[/b]Хоть я и играю в сериале, который называется «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...», ничего плохого о современных мужчинах сказать не могу. Никакие они не сво... Несчастные, одинокие, неуверенные в себе люди. Такие же, как мы, женщины бальзаковского возраста. Я семнадцать лет состояла в гражданском браке с Ильей Фрэзом, потом мы расстались. Хочется верить, что мое счастье где-то рядом. В жизни я фаталистка и буддистка. Мое кредо можно сформулировать так: «Сиди на берегу и жди, когда мимо по реке проплывет предназначенный тебе мужчина». Обычно приплывает. Еще как. Кролем![/i]