Торжество ампира на Крымской площади
[b]Давно задуманное все-таки сбывается. Ведомственные гаражи скоро освободят ансамбль Провиантских складов на Крымской площади. Памятник зодчества, как ему и подобает, станет общедоступным. Его будущее – музейно-выставочный комплекс.[/b]Повторяется история с Манежем и Малым Манежем. Оба они долго использовались под спецгаражи, а теперь открыты людям. Целый квартал на внутренней стороне Садового кольца будет включен в орбиту культурной жизни.Даже в многоэтажной современности этот памятник в стиле ампир сохранил свою представительность и торжественность. Спроектировал его в 1821 году знаменитый петербуржец Василий Стасов, а построил в 1830–1834 годах московский зодчий Федор Шестаков, один из авторов храма Большого Вознесения у Никитских ворот.Концепция многофункционального комплекса “Центр искусств – Провиантские склады” в первоначальном варианте была разработана более 10 лет назад Юрием Платоновым, Зурабом Церетели и Александром Кузьминым. Теперь она будет конкретизирована и рассмотрена на Общественном градостроительном совете при мэре столицы.Общая площадь исторической застройки – 37,6 тысячи квадратных метров. Предлагается на ее базе создать комплекс в 85,5 тысячи “квадратов”. Для этого предстоит возвести новый корпус с северной стороны двора, выходящей в Кропоткинский переулок, и освоить подземное пространство с устройством в нем паркинга на 400 машин.Сам ансамбль-памятник, включая “оград узор чугунный”, будет реставрирован. Три его корпуса с внутренними аркадами имеют по два этажа. Каждый этаж – высотой в 6 метров. В принципе, это замечательные интерьеры для музейно-выставочного назначения. При формировании экспозиционных пространств архитекторы гарантируют неприкосновенность всех элементов памятника, сохранение планировки. Предстоит реставрировать и четвертую старинную постройку, стоящую во дворе. Это кордегардия-контора, именуемая иногда гауптвахтой.Проектанты считают, что в создаваемом комплексе нужно создать условия не только для музейной деятельности, но и для научно-исследовательской, образовательной, клубной и издательской работы, устроить библиотеку по искусству. И это еще не все. Дворовая территория будет освобождена от позднейших построек и накрыта прозрачным колпаком. Здесь будет концертный зал. Видно, после Гостиного Двора прозрачные перекрытия внутренних пространств у нас вошли в моду! Одновременно с проектом “Центр искусств – Провиантские склады” Платонов предлагает завершить архитектурный ансамбль Крымской площади, ликвидируя “пробел” на противоположной стороне Садового кольца, рядом со станцией метро “Парк культуры”-кольцевая. Кстати, павильон станции своей архитектурой перекликается с Провиантскими складами. На месте небольшого пустыря в начале Зубовского бульвара должен быть построен коммерческо-деловой центр, башня в 14–16 этажей.Такое сооружение, по мнению архитектора, – “своеобразная пауза в беге Садового кольца – веха у станции метро – вертикальный акцент, отмечающий противолежащий объем музейно-выставочного комплекса”. С одной стороны, ширина кольца здесь достаточна, чтобы башня не “давила” на ампирное зодчество. С другой – вертикаль делового центра может “усилить эффект остановки, направить внимание зрителя на Провиантские склады”. Впрочем, не только специалистам понятно, что ансамбль Крымской площади требует своего завершения. Слепая торцевая стена здания у метро, даже закрытая рекламой, производит не лучшее впечатление.