Над железной дорогой появятся жилые кварталы
Состоявшийся общественный градостроительный совет принял по-настоящему революционные решения. «Железка» скоро накроется Над участком железной дороги возле Поклонной горы будет построена автомагистраль, дублирующая Кутузовский проспект. Решение об этом на ура принял Общественный градостроительный совет при мэре столицы. Первый заместитель мэра, руководитель Стройкомплекса Владимир Ресин (в этот раз он вел совет), поддерживая проектное предложение, заявил: «Почему мы не можем убрать под землю железную дорогу? Все осуществимо... Это тот самый момент, когда мы можем сказать нашим архитекторам – молодцы». Выдвигая предложения подвесить новые автомобильные дороги, бульвары, дома над существующими стальными путями, архитекторы ссылаются на опыт Брюсселя, Антверпена, Берлина, Гонконга, Токио и Осаки. У нас подобный способ экономии земли имеет большую перспективу. Подсчитано, что в Москве железнодорожным полотном заняты в общей сложности 2,8 тысячи гектаров. Еще 4 тысячи га – это прилегающие участки или зоны отчуждения, на которых, как правило, размещаются малоценные, а то и заброшенные строения. Вот где многообещающий резерв пространства под строительство! Принятый проект предполагает, что железнодорожные пути на этом участке уберут под шумо-виброзащитную искусственную платформу, а сверху, помимо дороги, будет построен многофункциональный комплекс из общественных зданий, жилых домов, гостиниц и озелененных пространств. Планируется строительство около полумиллиона квадратных метров жилья и около 800 тысяч «квадратов» зданий общественного назначения, трех детских садов, двух школ и поликлиники. Подземные гаражи и паркинги рассчитаны на 18 тысяч машин. Трудно даже представить, подчеркнул руководитель Моспроекта-2 Михаил Посохин, положительный эффект, который мы можем получить в результате реализации этого проекта. Кстати, выяснилось, что в таких объемах над железнодорожными путями еще нигде не строили. Один из руководителей концерна инвестора Михаил Медведев рассказал корреспонденту «ВМ», что перекрыто будет больше 2 километров путей. Все нормы и все технологии, которые есть в мире, по его словам, аккумулируются в этом проекте. Например, рельсы будут переложены на полотно из спецбетона, устраняющего вибрации, коррозию и электромагнитые волны. Вся полоса застройки превратится в бульвар шириной от 30 до 60 метров, который объединит все сооружения. Возле Третьего кольца, а точнее – около Студенческого путепровода, вырастет высотка – башня с апартаментами. Далее от центра в сторону Поклонной горы высотность зданий (жилые дома и гостиница на 1800 номеров) понизится до 20–22 этажей. В «хвосте» будет построен торговый и культурно-общественный комплекс в 300 тысяч квадратных метров. Сам дублер Кутузовки проходит не по платформе, а рядом, по полосе отчуждения. Терминал под эстакадой Третьего кольца Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) Сити будет построен рядом с платформой Тестовская Смоленского направления железной дороги. Это будет мощный ТПУ, который соединит уже построенный вестибюль станции метро «Международная» с платформами железной дороги и с проектируемой скоростной транспортной системой (СТС), с помощью которой станет удобно добираться до московских аэропортов. Терминал будет вписан в подэстакадное пространство Третьего транспортного кольца. Он должен обеспечить удобную пешеходно-травалаторную связь Сити с набережной Тараса Шевченко на другом берегу Москвы-реки и далее с Кутузовским проспектом. До сих пор никакой пешеходной связи между берегами здесь не было. Первоначально намечалось использовать под СТС нижний ярус терминала, но чтобы лучше связать эту систему с железной дорогой, решено нижний уровень использовать как общественную зону для обслуживания пассажиров и посетителей делового центра. При ТПУ «Тестовская» предусмотрены автостоянки на 500 мест. В таком виде проект был принят советом. Единственный проект, который был отклонен Проект строительства многофункционального торгового центра на пересечении проспектов Вернадского и Ломоносовского попал под критику населения как вероятный объект точечной застройки. «Вечерка» в свое время писала об этом проекте и о недовольстве им местных жителей. Нас услышали. – Я не взял на себя смелость принимать решение по этому вопросу, – сказал главный архитектор города, – и поэтому вынес его на Общественный совет. Тем более что летом тут уже были отмечены протестные акции жителей ближайших домов. Еще нужно учесть, что вестибюли станции метро «Университет» признаны памятниками архитектуры. И, кроме того, здесь зеленая территория, явно не предназначенная под строительство, хотя она нуждается в благоустройстве. А если говорить о торговле, то недавно рядом, на проспекте Вернадского открылся крупный супермаркет. Об этом проекте речь идет уже с 2000 года. На совете было отмечено, что новый супермаркет добавит еще машин на и без того перегруженный перекресток. Если здесь и нужны какие-то магазины, то, скорее всего, небольшие, шаговой доступности. Подводя итог обсуждению, Владимир Ресин сказал: «Вопрос действительно тяжелый, сложный. Но мы не можем не считаться с мнением жителей. Не жители для нас, а мы для жителей».