По пути варягов
[b]Похоже, уже в ближайшие годы из Москвы на речном судне можно будет доехать не только до Ладоги и Петербурга.[/b]Российские, эстонские и финские эксперты дорабатывают проект, который восстановит судоходство по реке Нарве и далее – по Чудскому и Псковскому озерам – до Пскова. Сквозной водный путь Балтика–Нарва–Нарвские озера (ныне их именуют Чудским и Псковским), как утверждают историки, основан еще в эпоху варягов, в V–VI веках нашей эры. И вплоть до середины 1960-х этот маршрут исправно работал. А после Великой Отечественной к нему «подключили» Москву: суда шли сперва по Каналу имени Москвы, затем по Волго-Балту и Неве.А через Финский залив заходили в Нарву, впадающую в Чудское озеро, которое переходит в Псковское. Маршрут, прямо скажем, неблизкий – займет чуть меньше недели, зато увлекательный для туристов, историков, этнографов.С середины 1960-х судоходство там было прервано по технологическим причинам, точнее из-за Нарвской ГЭС и обмеления большей части Наровы (русское название реки Нарва).Но финские и эстонские специалисты в 2003–2006 годах провели совместное исследование и оказалось, что затраты на восстановление этого пути быстро окупятся прежде всего благодаря туристическому спросу. Эстонцы и финны предлагают построить в обмелевшей части Наровы 3–4 шлюза, которые позволят судам обходить Нарвскую ГЭС и пополнять водой эту реку.По российским, финским и эстонским экспертным прогнозам, водный маршрут Москва–Петербург–Нарва–Псков вновь будет востребован. Плюс к тому, попасть в Нарву водным путем – примерно за двое суток – можно и из Финляндии с Швецией.Кстати, в Суоми даже собирают подписи в пользу возобновления таких поездок.