Возвращение амазонки
[b]У Третьяковской галереи – сразу два повода порадоваться. За зданием в Лаврушинском переулке открылось новое пространство для экспозиций, подаренное музею правительством Москвы. А для первой выставки удалось получить малоизвестный даже специалистам архив работ знаменитой авангардистки Ольги Розановой.[/b]Новое здание в Малом Толмачевском переулке 6, строение 1, объединило две бывшие на этом месте исторические застройки – каретные сараи.Теперь их фасады можно увидеть во внутреннем интерьере помещения. Он получился камерным, подходящим для небольших выставок. Как, например, нынешняя экспозиция «Ольга Розанова (1886–1918).Увидеть мир преображенным» в «Выставочном зале в Толмачах». На ней – около полусотни графических и живописных работ «амазонки русского авангарда».Большинство из архива брата художницы, Анатолия. В 2003 году его купил в Германии коллекционер Константин Григоришин. А в Толмачах эти произведения экспонируются при содействии некоммерческого Фонда поддержки искусства и культуры «Старые годы». Несколько экспонатов для выставки также предоставили Третьяковская галерея и Ивановский художественный музей.Работы разных лет позволяют проследить творчество Розановой в развитии. Здесь все начинается с зарисовок ее первого периода, когда она, окончив гимназию во Владимире, только приехала в Москву. Поступила в Училище живописи и скульптуры Алексея Большакова, занималась и в студии Константина Юона. Впрочем, любовь к провинции Розанова пронесла через все свое творчество. Вот и один из ее ранних автопортретов на выставке окаймлен мотивом владимирской вышивки.Но стиль начинающей художницы тяготел к московской школе живописи, с ее повышенной декоративностью. Любимыми жанрами были натюрморт и лирический пейзаж. Она обожала писать с натуры, ее привлекало «очарование видимого».В 1911 году Розанова переезжает в Петербург и вступает в объединение художников-авангардистов «Союз молодежи». С этих пор она склоняется к футуризму. Из этого периода в экспозиции – беспредметная композиция, написанная на подносе, с изображением вывески «Вино и фрукты».В городе на Неве Розанова начинает сотрудничать с поэтами-футуристами: Хлебниковым, Крученых (с ним у Розановой развивается роман – он даже посвятил ей свою книгу «Возропщем» как «первой художнице Петербурга»). Кстати, многие их поэтические альбомы современники покупали, прельстившись художественным оформлением.Сейчас эти издания – редчайшие библиографические раритеты. Тем ценнее, что листы книги линогравюр Крученых и Розановой «Война» 1916 года можно увидеть на выставке.Беспредметное искусство манило художницу, и на пути к нему она прошла практически все этапы авангардного искусства. В 1917 году участвовала в организации художественного общества «Супремус».Парадоксально, но к этому же времени относятся показанные на выставке эскизы дамских сумочек, лент и тканей. Все-таки женщина остается женщиной, какие бы потрясения и революции ни гремели за окном. Кстати, к легендарным октябрьским событиям Розанова отнеслась хорошо.Предвидеть то, что советская власть предаст забвению ее работы, она не могла. И даже умерла, простудившись во время работы над оформлением Тушинского аэродрома к октябрьскому празднику 1918 года. Самой художнице тогда было всего 32 года.Ей посвящал стихи Владимир Маяковский, о ее искусстве восторженно отзывались Малевич и Маринетти. Александр Родченко с Иваном Клюном создали эскиз супрематического памятника художнице. Организовали даже большую посмертную выставку ее работ. Большинство из них потом передали в Музей живописной культуры.Но скоро его расформировали, и какие-то экспонаты пропали, а кое-что осело в запасниках провинциальных музеев. Авангардизм в стране вышел из моды почти на полвека. И лишь не так давно персональные экспозиции Розановой стали появляться у нас вновь после долгого молчания.[b]Выставка продлится до 21 мая[/b]