Раньше были коллективы, нынче – корпорации
[b]Не так давно сотрудники Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провели опрос на тему «Кому, на ваш взгляд, сегодня труднее всего устроиться на работу?»[/b]Этот вопрос задавали респондентам в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. При всем присущем изначально любой статистике лукавстве – есть повод задуматься.Итак, большинство считает, что труднее всего тем, у кого нет опыта. В каком смысле нет опыта? Ведь это может быть и вчерашний студент, который только что получил диплом, и молодой специалист. Или не такой уж и молодой, но вынужденный менять специальность, род деятельности в силу обстоятельств. А представьте женщину, которая полжизни просидела дома с ребенком, а ребеночек потом вырос, выучился и сам уже устроился в жизни, а мамочке-то всего-навсего сорок с хвостиком, и дома стало скучно, а сил и энергии еще хоть отбавляй, а опыта – вот именно! – никакого.Да мало ли какие ситуации бывают в жизни. Одни живут, чтобы работать, другие работают, чтобы жить. Оставим за скобками нашего небольшого исследования графу «алкоголики» и поговорим о тех, кто хочет работать и может работать, и о тех проблемах, которые встают перед ними. В процессе «набирания опыта».[b]Что такое «моббинг» и «коучинг»?[/b]Как? Вы не знаете что такое «моббинг» и «коучинг»? Ну, значит, вы просто-напросто отстали от жизни! Значит, вы напрочь застряли в том времени, когда у нас были «трудовые коллективы», а не «корпорации», «курсы повышения квалификации», а не «мастер-классы» и прочие «тренинги»; когда, одним словом, у нас еще не было капитализма. Теперь же все переменилось – и в смысле терминологии тоже. Нормальные, прежние служебные «междусобойчики», грубо говоря, производственные пьянки-гулянки, называются нынче веско «корпоративными вечеринками», в ходу выражения «внутренние коммуникации», «тайм-менеджмент» и прочая, прочая, прочая.Понятное дело, что дело тут не только в словах – извините за тавтологию. Обрушившийся на наши головы капитализм притащил с собой такие новые для нас явления, как корпоративная культура и разные зарубежные модели управления персоналом. Оно, конечно, можно вчерашнего кадровика обозвать «охотником за головами», но главный фокус в том, насколько эти – наши то есть – головы соответствуют новым реалиям. Насколько мы готовы работать по-новому, по-капиталистически. Насколько вписываемся мы, наконец, в эти самые современные корпоративные рамки.Найти сегодня хорошую работу, сделать карьеру непросто. Но куда сложнее подчас удержаться на завоеванных позициях.Стоит чуть-чуть зазеваться, подставиться под удар, раззявить, извините за выражение, варежку – и сметут. И ваше такое хорошее место может оказаться занятым более энергичным и пробивным соискателем – а как же иначе-то? Капитализм, батенька, это вам не фунт изюму и не какая-нибудь богадельня: каждый за себя, один Бог за всех, знаете ли.По оценке Росстата, только в 2006 году более 5 млн россиян, иначе говоря, почти 7% экономически активного населения, остались без работы. И если верить той же статистике, за год меняют работу около 17% москвичей, то есть каждому шестому жителю столицы приходится искать вакансии, писать резюме, проходить собеседование и т. д. Причины ухода могут быть разными – не вписался в коллектив, не устраивает зарплата, где-то предложили более выгодные условия или, скажем, при приеме на работу умолчали о каких-то нюансах, которые не устраивают работника, и так далее и тому подобное.Оставим пока в покое факторы экономического порядка и поговорим о тех делах, что прежде назывались «моральным климатом трудового коллектива», а нынче – корпоративным духом, корпоративной же этикой и такими же ценностями.[b]Как выжить в «чужом монастыре»?[/b]Итак, вы устроились на новую работу. Новое место, новые обязанности, новые коллеги, не известные пока что правила игры – все это потребует от вас максимальной собранности, внимания, чуткости и проницательности. Для коллег вы – новичок, которому еще придется какое-то время доказывать окружающим, что «вы не верблюд» и что место заняли по праву. Так что желательно показать «товар лицом» и намекнуть окружающим, что вы не лыком шиты и не на помойке найдены. Только нельзя демонстрировать в первый же день свои знания и способности на все 100 процентов – выскочек не любят и не любили никогда: что при социализме, что нынче! Никогда не стесняйтесь советоваться – вашим новым коллегам это будет лестно и приятно: ведь тем самым вы признаете их значимость! Будьте подчеркнуто вежливы – но без навязчивости, на первых порах пусть инициатива исходит не от вас.Не бойтесь признавать свои ошибки: пока вы новичок, с вас спросу меньше. Но не переигрывайте – бить себя в грудь и расписываться в профнепригодности из-за неправильно составленного документа и пропущенной запятой вовсе не стоит.Если вас пригласили на день рождения, пикник, ту же пресловутую корпоративную вечеринку – ведите себя прилично. Неформальная обстановка, конечно, располагает к сближению – но пускаться в пляс на столе все же не стоит: знайте меру, держите марку.Не заводите сгоряча друзей, не записывайте тех, кто относится к вам пока что прохладно, во враги: изучайте коллег и обстановку и не торопитесь с выводами.[b]Встать и гимн петь![/b]В идеале еще на стадии устройства на работу многое можно выяснить о заведенных в компании правилах поведения и внутреннего распорядка. Еще на собеседовании можно уточнить обстановку и расстановку сил – хотя бы такой момент: работают там консерваторы и сторонники строгих правил или молодые неформалы? Вот, совсем просто: как у них принято обращаться друг к другу – «на ты» или «на вы»? А может быть, в этой компании по утрам принято петь гимн предприятия? Готовы ли вы петь хором и сумеете ли сохранить серьезное выражение лица, если вам придется вместе со всеми выводить такие, например, рулады:[i]Мы флагманы русского фаст-фуда,Здоровой пищей кормим всех,Картошка наша – это чудо,Рассчитанное на успех![/i]А что вы думаете – это в самом деле цитата из реального корпоративного гимна, сочиненного для предприятия быстрого питания! И картошка – это еще ладно, а представьте, что ваша новая компания торгует женскими прокладками. И имеет, как это принято у них, свой гимн, свой лозунг, свой герб. Вот попробуйте тут не захихикать! Смех смехом, но по данным социологических опросов, иностранные фирмы, дочерние предприятия зарубежных компаний – самые притягательные для наших людей, ищущих работу. А в этих «чужих монастырях» такие подчас чудные и непривычные нам уставы, что привыкнуть к ним крайне трудно, а в силу возраста – подчас даже и невозможно.[b]Критический возраст[/b]По статистике, 9 из 10 работодателей не берут на вакантные места людей старше 40 лет. Некоторые прямо пишут об этом в объявлениях, другие не рассматривают заявления соискателей «в возрасте». Причем речь идет о должностях, о работе, с которой прекрасно могут справляться люди и 40, и 50 лет и даже старше. Почему такая дискриминация? В чем причина? Некоторые работодатели сознательно делают ставку на молодежь, а иные руководители и сами еще не перевалили 35или 40-летний рубеж. И бывает, что руководить людьми, которые им в отцы годятся, просто некомфортно – наши традиции не позволяют. Россия все-таки страна патриархальная, хоть и скакнувшая в капитализм; мы ж не в Америке, где все сотрудники могут называть друг друга «на ты», включая босса! Каковой может быть младше своего заместителя или подчиненного на полжизни – и ничего.Бывает, что и в самом деле люди старше 40 плохо вписываются, например, в коммерческие организации – они ведь привыкли жить и работать в совершенно другом ритме, где можно во время работы кроссворды отгадывать, перекуривать по полтора часа и так далее. Да и без кроссвордов даже – есть работа, которая не терпит волынки. Где решения надо принимать быстро, не рассусоливая, где нужно быть мобильным и динамичным, напористым и агрессивным. Хорошо если все эти качества есть, сохранились или вообще вдруг открылись в зрелом возрасте, ну а если нет? С другой стороны, для многих компаний, у иных работодателей принцип подбора кадров прямо противоположный: они считают, что молодые «стрикулисты» – с экстремальными прическами и всеми прочими феньками-прикидами – только дискредитируют лицо фирмы, и предпочитают, наоборот, солидных и «в возрасте» сотрудников – хотя бы «для представительства».А в общем-то, опыт – дело наживное. Главное – не бояться «ввязаться в драку», как говаривал, помнится, Наполеон. И в сорок лет не поздно жизнь переменить, и в 50, некоторые считают, она только начинается. Удачи вам, соискатели![i][b]Какая у вас контора?[/i]А теперь – краткий экскурс в историю развития бизнеса.[/b]Специалисты утверждают, что исторически сложилось четыре типа, четыре основных вида организационно-корпоративных культур – так называют модели, по которым выстраивают деятельность фирмы, отношения между сотрудниками, методики поощрения-наказания и прочее фирменное закулисье. Правда, в чистом виде эти модели почти не встречаются, и все же есть смысл познакомиться с ними поближе.Первый тип – [b]ПАТРИАРХАЛЬНООБЩИННАЯ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА [/b]– восточная модель. Жизнь коллектива строится как жизнь большой семьи. Есть общие ценности и правила, есть харизматичный лидер, которого все искренне любят – иной раз до того, что безо всякого лукавства украшают его портретами стены родного офиса. Сор из избы не выносится – и это тоже совершенно искренне: «за державу» болеют всей душой. Карьера запланирована на всю жизнь, продвижение по службе гарантировано, если не будешь лезть поперек батьки в пекло.[b]ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ [/b]– американский вариант. Приветствуются индивидуализм, конкуренция, достижение результата любой ценой. Победителей не судят, цель оправдывает средства, выживает сильнейший – в общем, сплошной закон джунглей. Будешь по-волчьи выть, научишься, как тот Маугли, – выживешь. Кто больше принес денег компании – тот и главный. А если что не так – сожрут и не подавятся.[b]БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ[/b] – традиционный европейский порядок. Технологии превыше человека, человек тут вообще вроде винтика, ставка на проверенные опытом и веками схемы управления, действует правило: я – начальник, ты – дурак! Очень приветствуются символизм и идеология компании – те самые гимны, гербы, лозунги, «речевки»… И чтоб все ходили строем![b]ПАРТНЕРСКАЯ[/b] – всем бы такую! Бизнес как совместное творчество, искусство, живем и работаем по принципу – все мы станем профессионалами и создадим и сохраним наше общее дело! Атмосфера дружелюбия и общей причастности к процессу, динамика жизни; одним словом – «Понедельник начинается в субботу», – привет братьям Стругацким. Очень приятно так жить и работать – если кому повезет!…Да! Чуть было не забыли – про «моббинг» и «коучинг». Если кто до сих пор не знает: первое – это коллективный бойкот сотрудника со стороны всего коллектива, воспитательная такая мера воздействия.А второе – просто-напросто одна из форм обучения, повышения квалификации в смысле работы с клиентом.Все просто, в общем-то.