Впервые в мире – 4 на 4
[b]Три десятка лет на конвейере – срок немалый, однако автомобилисты «старую» «Ниву» все также трепетно любят и готовы лечить ее «детские болезни», с которыми конвейерная сборка так и не справилась. Однако у этой машины, работы над которой начались почти сразу же после пуска Волжского автомобильного завода, есть и еще одно достижение. Этот автомобиль стал первым в мире легковым транспортным средством с постоянным полным приводом на все четыре колеса. И именно «Niva» раскрыла для «АвтоВАЗ-импорта» все границы Европы.[/b]Говорят, случилось это так. Зима 1979 года выдалась в Европе удивительно снежной и морозной. В снежно-ледяной каше буксовали не то что европейские легковушки, но и хваленые «джипы». И лишь редкие в то время «Нивы» на зависть окружающим легко преодолевали спуски и подъемы. После этого спрос на советские машины резко возрос, и долгие-долгие годы сборочный конвейер Волжского автомобильного завода работал на экспорт, держа отечественных поклонников первого советского внедорожника и полноприводника на голодном пайке.К идее создания комфортабельного отечественного внедорожника советские конструкторы обратились в конце 60-х – начале 70-х годов. Во всяком случае, на самом ВАЗе к работе приступили в 1970-м. Параллельные – и небезуспешные – работы велись на Ижевском автомобильном заводе (тогда еще очень молодом предприятии), на ГАЗе и «Москвиче». УАЗ не считается – в то время знаменитый «козел» был автомобилем сугубо военным.Интересно, что у всех заводов – кроме Волжского – уже были свои разработки. На ИЖе, например, это были Иж-5 и Иж-14 (в их создании приняли участие инженеры НАМИ). А вазовские инженеры начинали работу «с нуля» – до этого завод выпускал «копейки» и «трешки», суть рестайлинговый «Фиат-124».Первый вариант автомобиля – Э2121 – прозвали «крокодилом» за рубленные формы, напоминавшие о «кубельвагене» (плавающем внедорожнике вермахта) и «виллисе» – появился на свет – внимание! – в апреле 1972 года.Линии кузова были прямы, верх – брезентовый, переднее стекло – складное. На этом макете «обкатывали» идеи. Это уже потом ведущий конструктор Петр Прусов, «кузовщик» Лев Мурашов и дизайнер Валерий Семушкин задались вопросом– почему у вазовской машины нет вазовского комфорта? И тогда Семушкин нарисовал новый кузов. По этому эскизу сделали макет 1:5, а потом – полноразмерный. И – о чудо! – идею поддержали! А сколько применено новаторских решений! Во-первых, у «Нивы» не рамная конструкция – как у всех прежних внедорожников, – а несущий кузов. Через несколько лет идею русских использовали при создании «Сузуки Витара», «Киа-Спортедж», «Джип Чероки» и многих других. В те времена это было наше ноу-хау. Во-вторых, моторный отсек 21-й был чудом компоновки. Чтобы не отбирать полезное пространство у небольшого багажника, запаску поместили… под капот! Ну и в-третьих – полный привод: знаменитая «Ауди-Кваттро» появилась лишь в 1980-м…Но это было потом. А пока идею надо было проталкивать «наверх»… До сих пор неизвестно, правда это или легенда, но поговаривают, что судьбу будущей «Нивы» решил сам «дорогой Леонид Ильич». Брежневу – страстному охотнику и автомобилисту – в 1973 году показали один из прототипов. Машина настолько понравилась генсеку, что он сразу же начал ее использовать…Одновременно состоялись и первые испытания – в сопровождении военных «УАЗов» закамуфлированные прототипы (их радиаторную решетку украшала латинская F – пусть, мол, думают, что это «Фиат») прошли своим ходом через пустыни Средней Азии до Термеза (Узбекистан). Пробег показал, что надо доделывать переднюю подвеску, системы охлаждения, вентиляции и воздухозабора. Кроме того, решено было отказаться и от цельных стекол дверей – они перекашивались.А 16 февраля 1974 года на Дмитровском полигоне начались испытания, в которых приняли участие уже получившая индекс ВАЗ-2121 и Иж-15. Их показатели сравнивали с тестовыми УАЗ469, «Ленд-Ровером» и «РенджРовером». Как бы ни гордились в Ижевске своим вездеходом – испытания показали, что машина очень «сырая». «Нива» была более скоростной (130 км/ч против 120 у Иж-15), разгон до сотни занимал 22,1 секунды (против 30,5).Вазовская модель и управлялась лучше. Вне всякого сомнения – «Иж» можно было доработать! И, наверное, нужно. Но в то время автомобилестроение развивалось благодаря вливаниям из госбюджета, и в Совмине решили, что два внедорожника автопрому не потянуть…Еще через год «Ниву'BB показали широкой публике. В то время автосалонов еще не проводили, и премьера прошла в августе 1975 года на ВДНХ. Однако выпускать машину было еще рано – сказались те самые, выявленные в Средней Азии, минусы передней подвески.С приводом на задние колеса было все нормально. А вот передние… У завода не было оборудование, которое позволяло бы выпускать синхронные карданные шарниры. Пришлось покупать лицензию у компании «Рцепа-Бирфильд».И вот – свершилось: 5 апреля 1977 года с конвейера ВАЗа сошел первый серийный автомобиль ВАЗ-2121. На первых машинах было много серийных деталей от тех же «трешек» – например, фонари заднего вида, которые потом заменили на более современные «шестерочные». А фары долгое время так и оставались «трешечными».Стоила машина немало – 9000 рублей (почти как «Волга»). Но на Западе она была еще дороже – 22 тысячи марок. Кстати, на Запад и только на Запад поставлялись дизельные версии – ВАЗ-21215.В 1978 году машина попала во Францию – и сразу произвела фурор. Успех укрепило третье место в культовом ралли «Париж-Даккар» в 1981 году. А в 1982 году французские гонщики выиграли на «Ниве» «Ралли фараонов» в Египте и «Алжирское ралли». Неудивительно, что в том же году 40 процентов регистраций всех внедорожников приходились на «Ниву». А в Австрии ВАЗ-2121 заняла 90 процентов внедорожного сегмента рынка.А в это самое время счастливые отечественные обладатели «Нивы» доводили в гаражах до ума свои приобретения. Больше всего возни доставляла «раздатка» – раздаточная коробка, передающая крутящие моменты на колеса. Она, мягко говоря, шумела. И еще вибрировала.Если с шумом ничего поделать было нельзя – шестерни не могли похвастаться точностью обработки, – то вибрация «лечилась». Машину поднимали на козлы, приотвинчивали винты, крепящие раздаточную коробку к кузову – и включали четвертую передачу. В результате «раздатка» занимала оптимальную позицию, которую и закрепляли болтами.…Сколько воды и грязи на непроезжих дорогах утекло с тех пор – никто не знает. «Нива» слегка видоизменялась (горизонтальные фонари заменили вертикальными), удлинялась (ВАЗ2131), меняла кузов (мини-вэн ВАЗ-2120 «Надежда»). И, наконец, стала наполовину иностранкой, хотя американская заслуга, прибавившая к имени «Нива» непонятное «Шеви», лишь в средствах и организации производства.«Шеви-Нива» – красотка, что и говорить! Однако на джиперских покатушках ее встречаешь редко.Проверенная временем 21-я – главная героиня шоу. 30 лет – это не возраст для легенды.