Когда же особенно хочется несбыточности
[b]Церемонию награждения премией «Золотая маска» на сей раз поручили ее неоднократному обладателю – оперно-драматическому молодому режиссеру Дмитрию Чернякову, которого сам Табаков уже какой год не может дозваться на обещанную постановку – как увидите, мол, Чернякова, напомните, что, дескать, обещался...[/b]Дмитрий Черняков оставил свой излюбленный радикализм и изготовил чопорную и пафосную церемонию. Оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым за режиссерским пультом, все ведущие одеты в черное, а в качестве «вручантов» были приглашены безусловные лидеры мирового театра, которые так или иначе творчески породнились с Россией, – хореограф Джон Ноймайер, режиссеры Резо Габриадзе, Деклан Доннеллан, Кристиан Лупа и «последний великий Арлекин» Ферруччо Солери. «Может быть, это хорошо, что к вам иногда приезжают иностранцы, – сказал по-английски умница Доннеллан.– Вам иногда нужно со стороны напомнить о том уникальном, что есть только в русском театре». И попросил по-русски: «Сохраньите себья».В качестве основного постановочного хода номинанты давали теле-блиц-интервью, отвечая на «простенькие» вопросы. Какую жизнь вы выберете: длинную и спокойную или бурную, но короткую? Вы способны на буйство в приступе отчаяния? Или вот такой перл – когда вам особенно хочется несбыточности: днем или ночью? И бедные номинанты честно отвечали, что они бы выбрали: красоту или гениальность. К счастью, ответили не все номинанты и не на все вопросы, иначе церемония перевалила бы далеко за полночь.Премия – всегда компромисс, и часто конечное решение жюри выражает не гамбургский счет, а совпадение случайностей. Председатель жюри драматического и кукольного театра Адольф Шапиро признался, что его коллеги так и не выработали критерии, а обошлись тайным голосованием. И даже пожалел, что жюри у нас не международное, как в футболе.В номинации «Новация» у жюри был довольно богатый выбор новых имен, но они предпочли сделать ставку на «старичков» этой номинации – питерско-дрезденский театр «Дерево» и его новую постановку «Кетцаль». В опере лидером оказался спектакль «Так поступают все женщины» Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, на сцене которого проходила заключительная церемония (премии получили дирижер Вольф Горелик, режиссер Александр Титель и художник Владимир Арефьев). В оперетте – екатеринбуржский молодежный «Figaro» (лучший спектакль, и Елена Костюкова, победившая в номинации «лучшая женская роль», хоть и спела Керубино). В кукольном – детский обаятельный «Робин-Бобин» питерского театра «Кукольный формат» (художница Анна Викторова и спектакль в целом). В частных номинациях победили Александр Бабенко (Маугли в одноименном спектакле «Московской оперетты»), Любовь Бирюкова (лучшая актерская работа в кукольном спектакле «Золоченные лбы»), Флориан Беш (Папагено из «Волшебной флейты» Большого театра) и Татьяна Печникова (Норма из «Новой оперы», которой состязание далось особенно трудно, – накануне конкурсного спектакля она похоронила отца). Лучшим оперным спектаклем признан сумрачный готический «Поворот винта» Мариинского театра, который активно пропагандирует на своей сцене современную европейскую оперу.Алексей Ратманский добавил свою премию в копилку Большого за хореографию «Игры в карты». Андрей Иванов (Акакий Акакиевич) и Евгения Образцова (Ундина) приумножили славу Мариинского балета. А лучшим балетом тем не менее оказалась новосибирская «Золушка». Современный танец в этом году оказался абсолютным лузером, не заработавшим ни одной награды.Спецпремии жюри музыкального театра (а это полновесные премии, позволяющие жюри скорректировать и выбор экспертов, и свое собственное решение) достались челябинскому певцу Максиму Аксенову (Германн в «Пиковой даме») и все той же новосибирской «Золушке».Как всегда, основные страсти кипели вокруг драматического театра. Экспертный совет составил довольно большой список претендентов, в основном московских, и даже после отказа номинироваться на премию Любимова, Васильева и Чхеидзе афиша осталась довольно длинной и внушительной. Надо думать, что результаты решения жюри сильно удивили многих его членов.По крайней мере, они выглядели так, точно нынешнее жюри решило исправить некоторые ошибки предыдущих и очень боялось сделать какой-то неосторожный ход. Итак, премию за Иудушку Головлева получил Евгений Миронов. На мой взгляд, он был бесспорным лидером, когда выдвигался за роль Лопахина в спектакле Някрошюса, но тогда жюри дружно проигнорировало тот выдающийся спектакль. Теперь же срочно уравновесило свое решение тем, что вручило спецприз Петру Семаку (Король Лир). Лучшей актрисой признали Марию Миронову – Федру – замечательную работу в далеком от совершенства спектакле Андрея Жолдака. Лучшим художником посмертно назвали Давида Боровского (он номинировался за два спектакля, но жюри, кажется, и не уточняло, за какой именно). И, наконец, абсолютным рекордсменом оказался Сергей Женовач. В прошлом году жюри дружно прокатило его замечательных «Мальчиков» (а ведь могли бы хоть спецприз вручить). Зато в этом он получил премию и за режиссуру, и за спектакль малой формы («Захудалый род», главная роль в котором принесла Марии Шалашовой спецприз), и за спектакль большой формы («Мнимый больной»). Женовач, конечно, замечательный режиссер, и дело его идет в гору, и дай ему бог процветания, но сказать, что он был единственным героем прошедшего сезона, все же нельзя. И выбор жюри его «Мнимого больного» кажется не столько объективным решением, сколько общепримиряющим.Так бывает – копья ломаются вокруг двух претендентов, а выбирают третьего. Как всегда, перекос слегка уравновесили всеми ненавидимые критики и главный судия – зрители. Приз критики достался спектаклю Миндаугаса Карбаускиса «Рассказ о семи повешенных», а приз зрительских симпатий – «Затмению» Александра Морфова.[b]Сергей ЖЕНОВАЧ, РЕЖИССЕР, ТРИЖДЫ ЛАУРЕАТ 13-Й «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»[/b]:[i]Тот, кто занимается театральным сочинительством, всегда должен идти поперек. Если ты что-то чувствуешь, через тебя идет что-то (если даже не понимаешь что именно), мучает, тревожит, и ты не успокоишься, пока не попытаешься это выразить, – это и есть то, без чего нельзя заниматься театром. А попытки угодить, попасть в рейтинг, сделать как все не имеют отношения к творчеству. И если сейчас таких людей меньше – ну, что ж поделаешь. Хотя молодые люди тянутся к творчеству, но – как говорится в «Андрее Рублеве» у Тарковского – секрет потерян. Жизнь требует не творчества, а обслуживания.[/i]