Явление Христу народа
[b]Небольшая экспозиция приоткрывает дверь в допетровскую эпоху. Всего-то около 50 иконописных досок. Но каких![/b] Впервые в зале Патриаршего дворца объединены блестящие памятники иконописи и роскошные произведения прикладного искусства, относящиеся к малоисследованному смутному периоду первой половины XVII столетия. Многие иконы происходят из Чудова и Вознесенского монастырей и церквей Кремля, разрушенных в богоборческие годы прошлого века. Теперь они не только реставрированы, но и изучены. В ряде случаев по архивам Оружейной палаты установлены имена авторов.– Мы начинаем выставку с небольшой, но очень значимой для России иконы – «Моление о народе», – рассказала корреспонденту «ВМ» куратор выставки, старший научный сотрудник отдела «Музеи-соборы» Виктория Меняйло. – В ней юный царь Михаил Федорович, его отец митрополит Филарет (Федор Николаевич Романов) и народ припадают к стопам Богоматери с молитвой о прощении грехов.Напротив образа защитницы Москвы и Руси – царский парадный шлем, сделанный в мастерских Кремля в 1621 году. В военную пору он играл роль короны. Его вез воевода по правую руку от выезжавшего в поход царя. Шлем замечателен изображением Архангела Михаила, предводителя войска небесного.Выставка показывает, как формировались династии мастеров, дает возможность сравнить работу иконописцев разных поколений – отца Истомы Савина и сына Назария Истомина. С особым смыслом здесь выставлены памятники художественного лицевого шитья. Рисунки для них делали иконописцы, которых называли «знаменщиками».– Известно, что собор в 1642–1646 годах расписывали более 100 мастеров. Их имена, казалось, никогда не будут известны, но теперь многих из них мы, вероятно, сможем назвать, – пояснила Виктория Меняйло. – У нас есть документы об оплате работы художников. Значит, мы можем определить ее автора.Так, по документам об оплате работы знаменщика Третьяка Гаврилова, удалось установить, что он был автором ряда икон, написанных для Чудова монастыря. Есть замысел полностью реконструировать иконостас главного собора Вознесенского монастыря.Помимо царских икон на выставке представлена икона, принадлежавшая известному деятелю Смутного времени, автору «Повести об осаде Троице-Сергиева монастыря» Авраамию Палицыну. Мемориальная вещь поступила в музеи Кремля из таможни.В Кремле надеются, что нынешняя выставка со временем станет сердцевиной грандиозной всероссийской выставки, посвященной искусству XVII века и России, воскресшей после Смуты.[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]Царские иконописцы работали по заказам монархов и были своеобразными биографами их семей. Иконы в рост младенца с изображением покровителя писали при рождении каждого члена царской семьи. Венчается царь – это тоже государственное событие, которое должно быть отмечено иконописным свидетельством. Венчальный образ, написанный вскоре после бракосочетания Алексея Михайловича с Марией Ильиничной, изображает их святых покровителей – Алексея человека Божия и Марию Египетскую…У каждого члена царской семьи был свой уголок в Благовещенском соборе, своя молельня. А после смерти великодержавного правителя иконы переносились в Архангельский собор, где устанавливались на надгробие.[/i]