Вызволить из одиночества
[b]На протяжении почти всего лета, до начала сентября, в столице проходит отборочный цикл первого Московского фестиваля прикладного и изобразительного искусства для людей с ограниченными физическими возможностями «Я такой же, как ты». Инициатором этого крупного социального проекта выступила комиссия по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы. С ее председателем Евгением Герасимовым встретился корреспондент «Вечерней Москвы».– Евгений Владимирович, в Европе подобные фестивали уже стали традицией. У нас в Москве он проводится впервые. Каких целей вы надеетесь достичь?[/b]– Таких целей несколько, и по мере подготовки постоянно возникают новые задачи и идеи. Есть достаточно большое количество людей с ограниченными возможностями, которые уже вовлечены в различные проекты, делают гениальные вещи, востребованы обществом. Конечно, мы будем и им помогать, насколько это необходимо.Но прежде всего мы хотим выйти на тех, которые в одиночку решают свои проблемы и ведут неравный бой с жизненными обстоятельствами. Общаются в основном через Интернет, а у кого-то и этой возможности нет. И не обязательно, чтобы это были те, у кого возможности ограничены от рождения. Есть множество людей, которые оказались в такой ситуации после аварий, травм, болезней… Им надо помогать. Я это знаю по себе. В такой ситуации надо обязательно идти к людям. Нельзя замыкаться в себе, уходить в свое одиночество. Найти и помочь таким людям, вот наша задача. Поэтому мы и обращаемся в «Вечернюю Москву» и другие СМИ: напишите, расскажите, пусть о фестивале узнают как можно больше людей. Поверьте, природа не терпит пустоты, и если у человека отнимается какая-то из базовых функций, значит, обязательно, дается что-то взамен. Обостряется восприятие, чувства, способности…Весь мировой опыт показывает, что среди людей с ограниченными возможностями очень много талантливых и гениальных личностей. Приводить примеры бессмысленно, их слишком много, можно и кого-то обидеть. Вот мы и хотим помочь связать эти таланты с миром, с остальными людьми…[b]– То есть в итоге на фестивале будут представлены работы наиболее выдающихся людей с ограниченными возможностями?[/b]– И это тоже, но это не главное. Наша задача – объединить людей. И по цехам, и по направлениям. Здесь появляется один, может быть, самый важный нюанс. Многие талантливые люди, с которыми мне пришлось общаться, говорят: ну, вот проведете вы фестиваль. Наши работы на нем покажут, все будут восторгаться, мы будем в центре внимания… А потом – тишина. Месяц-другой пройдет, и окажется, что мы снова никому не нужны. Представляете, какой удар по психике. Лучше уж тогда вообще ничего не затевать.Мы это учли. Поэтому фестиваль призван, в том числе, создать предпосылки к объединению по цехам. То есть те, кто занимается близким прикладным или другим искусством, увидят лучшие образцы, поймут, в каком направлении надо двигаться, обменяются контактами. Это, во-первых. Во-вторых, на фестиваль приглашены представители различных предприятий, связанных с народными промыслами, искусствами, директоры галерей, магазинов, фабрик… У них будет возможность лично познакомиться с потенциальными работниками, оценить их мастерство, сделать заказы или пригласить к себе на стажировку. То есть, выражаясь языком современного бизнеса, мы приведем к производителям представителей заказчиков. И это, поверьте, во всем мире очень солидный социально-ориентированный бизнес. Как правило, когда покупатели сувениров знают, что вот эту вещь своими руками сделал человек, который нуждается в поддержке, они обычно не скупятся.[b]– Я вижу, что вы всерьез «заболели» этим проектом. В этом есть что-то личное?[/b]– Безусловно. Мой отец вернулся с войны без ноги. Ходил с деревянным протезом. И он сумел организовать свою жизнь так, что мы – семья – практически не замечали его увечья. Только значительно позже я понял, как ему на самом деле было тяжело. Так что в этом отношении можно повторить слова бессмертного Тиля: «Пепел Клааса стучит в мое сердце». Память об отце не дает мне успокаиваться.Позже, став киноактером и снимаясь, в частности, в игровом кино, я неоднократно получал тяжелейшие травмы, после которых был месяцами прикован к постели или креслу. И это тоже сыграло свою роль. Я во многом понял, на себе ощутил, что нужно человеку в такой ситуации.Наконец, с тех пор как работаю депутатом Мосгордумы, я постоянно общаюсь с людьми, чьи физические возможности ограничены в силу самых разных причин.Они приходят, приезжают ко мне на колясках со своими проблемами. Все это вместе сложилось, откристаллизовалось и в итоге привело к пониманию, что необходим вот такой фестиваль. Количество перешло в качество, все по закону, хоть и марксистскому…[b]– Вы говорите, что люди с одинаковыми возможностями, будут показывать то, что можно сделать в их положении. Но ведь можно предусмотреть и мастер-классы просто выдающихся представителей различных искусств и жанров. Художников, прикладников, дизайнеров, стилистов…[/b]– А вот эта хорошая идея, которую не стоит откладывать в долгий ящик… Евгений Герасимов нашел нужный телефон в записной книжке, набрал номер и сказал: «Свяжите, пожалуйста с офисом Никаса Сафронова». Через минуту, видимо, на другом конце провода включился автоответчик. Евгений Владимирович продолжил: «Профессор, это Герасимов, свяжись со мной, есть отличная идея на первую половину сентября, тебе понравится».Что-то говорит нам, что мастер-класс Никаса Сафронова или другого выдающегося современного художника на первом Московском фестивале обязательно будет.